Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

В Российской Арктике построят новое научное судно «Иван Фролов»

Фото из открытых источников

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и АО «Адмиралтейские верфи» подписали контракт на строительство научно-экспедиционного судна «Иван Фролов». Будущее судно войдёт в состав флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института и станет новым флагманом российской полярной науки.

«Новое научно-экспедиционное судно “Иван Фролов” необходимо для бесперебойной работы антарктических экспедиций. У нашей страны на континенте размещено пять круглогодичных станций и пять сезонных баз. Нынешнее судно, которое доставляет полярников и грузы в Антарктиду, уже устаревает и осталось как раз немного времени, чтобы ввести в строй новое судно. “Иван Фролов” будет пять в одном: танкер, ледокол, пассажирское, грузовое и научное судно. Строить его будут Адмиралтейские верфи. Потому что у питерских корабелов просто огромные компетенции. Как пример, они построили уникальную для всего мира ледостойкую самодвижущуюся платформу “Северный полюс”, которая сейчас дрейфует в высокоширотной Арктике», – рассказал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Главной задачей нового судна станет обеспечение научно-экспедиционной деятельности в Арктике и Антарктике. Планируется, что НЭС «Иван Фролов» встанет на смену действующего НЭС «Академик Фёдоров», построенного в 1987 году финской компанией «Раума-Репола».

Как отметил руководитель Росгидромета Игорь Шумаков, сейчас специалисты приступят к проектированию, которое продлится весь год. Он добавил, что все проекты, которые сегодня реализуются по заказу службы – уникальные и практически не имеют аналогов в мире. В частности, на сегодняшний день не предвидится проектов, подобных судну «Иван Фролов» у коллег из других стран, которые занимаются исследованием Антарктиды.

«Антарктида для науки – это очень важно, тем более что сейчас все говорят об изменении климата, и нам надо к этим изменениям адаптироваться. А чтобы адаптироваться, нужно понимать, как климат сможет меняться. Как раз научные исследования в Антарктиде – способствовать понять, как менялся климат в прошлом и что с ним будет в будущем», – отметил Шумаков.

Также руководитель Росгидромета обозначил, что это будет самое лучшее судно в своём классе: проект предоставит до 30 тыс. рабочих мест, а при строительстве будет использовано много комплектующих российского производства.

«Новый российский научный флагман ждёт великое будущее. Он будет оставаться на службе 30 или даже 40 лет – до 70-х годов XXI века, а значит, он станет участником грандиозных событий, связанных с российскими научными проектами и победами в Арктике и Антарктике. Это судно на десятки лет расширяет горизонт возможного планирования научных исследований, а для молодых учёных, стремящихся посвятить свою жизнь полярной науке, с этим судном может открываться внятная перспектива и возможность реализовать себя и свой талант в профессии. Полюса ждут новое поколение исследователей, которые придут нам на смену», – подчеркнул Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Таким образом, НЭС «Иван Фролов» станет четвёртым по счёту судном научно-экспедиционного флота ААНИИ и будет использоваться для проведения морских научно-исследовательских работ, замены персонала и обеспечения арктических и антарктических станций.

Судно будет соответствовать классу Российского морского регистра судоходства Arc7. Его длина составит почти 165 м, водоизмещение – около 25 тыс. т, дедвейт – около 9,2 тыс. т. НЭС рассчитано на комфортное размещение 240 человек, включая 70 человек экипажа и до 170 учёных и членов авиаотряда. В соответствии с назначением на борту может быть обустроено до 20 лабораторий для выполнения исследований от дна океана до стратосферы. На борту также предусмотрен вертолётный комплекс для двух вертолётов типов Ка-32, Ми-8 и Ми-38, вертолётная площадка и ангар, позволяющие принимать и обслуживать указанные модели воздушных судов. Планируется, что судно будет построено в 2028 году и прослужит не менее 30 лет.