Skip to content

X Международная научно-практическая конференция

“Дальний Восток и Арктика: устойчивое развитие”

В рамках учений «Безопасная Арктика – 2025» обсудили значение и влияние северного завоза на экономическую безопасность российской Арктики

30 января в г. Архангельске в рамках деловой программы межведомственных учений сил и средств «Безопасная Арктика – 2025» состоялся круглый стол «Северный завоз и вопросы экономической безопасности».

В ходе круглого стола участники обсудили вопросы законодательного обеспечения северного завоза, проанализировали новые подходы в снабжении удаленных районов, особенности организации северного завоза в отдельных регионах и опыт межрегионального взаимодействия при организации северного завоза.

По словам заместителя министра начальника управления реализации арктических проектов министерства экономического развития и промышленности Архангельской области Виктории Пестовой, эффективная доставка грузов является приоритетной составляющей в развитии Арктической зоны России. А принятие федерального закона о северном завозе это важный шаг для налаживания упорядоченной схемы снабжения отдаленных территорий. «Данная мера позволила сформировать единый комплексный общегосударственный подход к организации северного завоза», отметила Виктория Олеговна.

Эксперты подняли тему особенностей энергоснабжения арктических регионов. Так, Ольга Епифанова, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, отметила, что зависимость от завоза топлива остается огромной: ежегодные поставки в рамках северного завоза составляют порядка 70% от общего количества грузов. «Обеспечение энергоснабжением отдаленных регионов одна из стратегических задач в России. Нам необходимы проекты локальной энергетики», подчеркнула она.

Идею локальной энергетики поддержал и Олег Муратов, член Общественного совета Госкорпорации «Росатом», член Центрального правления Ядерного общества России, начальник отдела радиационных технологий ООО «ТВЭЛЛ», академик МАНЭБ. По словам эксперта, для энергообеспечения и теплоснабжения отдаленных арктических регионов необходимо использовать малые атомные станции, которые могут быть построены и на островных территориях, таких как архипелаг Новая Земля, так как они не требуют постоянного завоза топлива. В своем специальном докладе Олег Энверович продемонстрировал существующие российские разработки и перспективные проекты в области атомных станций малой мощности, как наземного, так и плавучего исполнения.

Модератор Юлия Зворыкина, член Общественного совета Арктической зоны Министерства Российской Федерации по делам развития Дальнего Востока и Арктики, член Общественного совета Госкорпорации «Росатом», отметила конкурентоспособность атомных решений на мировом рынке и обратила внимание, что Арктическая зона России может стать территорией для пилотных проектов в этом направлении.

Кроме того, особое внимание было уделено транспортным и технологическим аспектам обеспечения национальной безопасности в Арктике, в частности развитию аварийно-спасательной инфраструктуры на маршрутках доставки грузов, разработке и внедрению автоматизированных систем мониторинга перевозок и сохранности грузов, использованию современных видов транспорта, средствам прогнозирования и анализа природно-климатических условий.

Сенатор Ольга Епифанова обратила внимание, что перспективы есть у беспилотных летательных аппаратов. «Доставки груза с помощью БПЛА уже тестируют в северных регионах. Пока грузоподъемность не большая: например, почта, лекарства. Но важен сам факт северные территории России идеально вписываются в проекты по испытанию беспилотной техники», заключила Ольга Николаевна.

Олег Соляков, доцент кафедры «Эксплуатация водного транспорта» РУТ (МИИТ), поделился видением перспектив использования экранопланов в регионах Арктической зоны России. Олег Владимирович подчеркнул, что такой амфибийный вид транспорта позволит значительно увеличить скорость доставки пассажиров и грузов, расширить сферу межобластного, внутриобластного и внутрирайонного сообщения населённых пунктов, что обеспечит возможность уменьшить и остроту проблемы северного завоза.

О разработке проекта первого в мире БПЛА вертикального взлета и посадки с газодинамической системой управления рассказал генеральный директор ООО «КАМА» Владимир Сычев. По его словам, такие БПЛА будут отличаться всепогодным применением, высокой маневренностью и стабильностью, что позволит использовать их в северном завозе.

Елена Кутукова, директор ФГБУ «НП «Ладожские шхеры», объявила о планах реализации в 2025 году на территории Национального парка пилотного проекта цифровой системы управления особо охраняемой природной территорией сприменением беспилотных авиационных систем (БАС). Создаваемый проект позволит решить задачи поиска и спасения людей, мониторинга пожаров, выявления незаконного строительства и др. Дооснащение пилотной территории БАС с целью полного покрытия Национального парка планируется в 2026 г.

Исполнительный директор Северного форума Владимир Васильев обозначил новые подходы по поддержке северного завоза и обеспечению удаленных районов, в том числе поделился ожиданиями от находящегося в процессе разработки цифрового атласа зимних автомобильных дорог Якутии.

Инновационные решения мониторинга грузоперевозок в арктических регионах представил Михаил Голосов, учредитель ООО «ХАРДФОР». Спикер отметил преимущества от внедрения системы мониторинга GORADAR, которые помогут решить проблемы судоходства в условиях крайнего севера.

Об автоматизированной системе мониторинга и анализа воздействия внешних факторов на инфраструктуру железных дорог (АС МАВФИ) рассказал Борис Кравцов, заместитель начальника отдела исследования воздействий природных факторов на инфраструктуру НЦ «ЦМПЭ» АО «ВНИИЖТ». По словам спикера, АС МАВФИ позволит выявлять риски техногенных происшествий и предупреждать их воздействие.

Эксперты круглого стола вспомнили исторический и мировой опыт доставки жизненно важных товаров и ресурсов на отдаленные территории, а также затронули такие направления арктической повестки, как роль коренных малочисленных народов в обеспечении продовольственной безопасности Арктической зоны Российской Федерации, необходимость наращивания профессиональных компетенций, обсудили техногенные и антропогенные опасности, климатические изменения.

Так, Дмитрий Лепчиков, министр по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), подчеркнул, что существенное влияние на процесс организации северного завоза оказывают глобальные изменения климата в Арктике.

Заместитель директора по маркетингу АО «НПП ПТ «Океанос» Надежда Кучумова осветила факторы риска антропогенных катастроф для функциональных направлений морской деятельности в Арктической зоне и представила совместные с СПбГМТУ разработки глайдеров, предназначенных для круглогодичного мониторинга подводной обстановки.

В завершение круглого стола модератор Юлия Зворыкинаподчеркнула первостепенную важность обеспечения всесторонней безопасности при реализации северного завоза для предупреждения рисков срыва доставки жизненно важных ресурсов и, в результате, гарантии экономического благополучия Российской Федерации в Арктике.

Организаторами круглого стола выступили Общественный совет Арктической зоны Минвостокразвития, Общественный совет Госкорпорации «Росатом», Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.

Мероприятие прошло при организационной поддержке компании Events & Partners.

Следите за актуальными новостями в наших соцсетях: