Выставка-сопоставление “По следам великих с фотоаппаратом” открылась в пятницу в музее художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова в Архангельске. На ней представлены полотна старейших художников российской Арктики Александра Борисова, Степана Писахова и Ильи (Тыко) Вылки и снимки фотографа Николая Гернета, который за 10 лет полярных экспедиций побывал в тех же местах на полярных архипелагах, что и живописцы, рассказал ТАСС Гернет.
“Идея выставки родилась очень давно, потому что, когда много ездишь в экспедиции в Арктику, так или иначе натыкаешься на места, которые посещали известные арктические художники. Количество населенных пунктов, понятное дело, ограничено, выразительные скалы тоже не так часто встречаются, и, конечно, их более 100 лет назад художники выбирали, чтобы запечатлеть. Теперь часто к этим местам возят туристов, и даже научные экспедиции так или иначе проходят мимо каких-то знаковых мест, – сказал Гернет. – Совместно с музеем Борисова мы решились на достаточно смелое выставочное решение – разместить фотографии рядом с картинами, но не противопоставлять их ни в коем случае”.
Как отметил собеседник агентства, была цель показать места, в которых бывали художники в начале ХХ века, позволить зрителям взглянуть на картины “немного с другого ракурса” и понять, как живописцы интерпретируют арктические пейзажи. “Например, у Писахова камни на мысе Желания на Новой Земле это не просто камни. Это какие-то древние старцы. И ледники, которые росчерком кисти превращаются в таинственных существ, и это очень интересно. С другой стороны, фотографии показывают ту же самую красоту, только уже более простым взглядом, как их увидел бы просто человек, который приехал в Арктику как турист или как ученый”, – пояснил он.
Степан Писахов (1879-1960) – архангельский художник и писатель-сказочник. Впервые он посетил Арктику в 1905 году. Первая поездка на Новую Землю переросла в большую любовь к арктическим просторам. Часть его работ будет экспонироваться впервые. Они были написаны в 1930-е годы на фанере. В то время художник жил бедно.
У музея были сомнения, стоит ли выставлять картины, была идея сделать копии-отпечатки на холсте. “Но Мая Владимировна [Миткевич] (Cоветский и российский искусствовед, директор Архангельского музея изобразительных искусств (с 1965 года), сейчас это музейное объединение “Художественная культура Русского Севера” – прим. ТАСС) сказала, что никаких копий, только оригиналы, и это послужит первым шагом к их дальнейшей реставрации. Вообще реставрация картин на фанере – это сложнейшая работа, мы как раз сейчас консультировались с Третьяковкой, и решаем этот вопрос”, – рассказал ТАСС директор музея им. А. А. Борисова Иван Катышев.
О художнике Александре Борисове
Всего в экспозиции будет представлено около 40 работ художников и примерно столько же фотографий. Из них часть произведений Александра Борисова (1866-1934), чье имя носит музей, извлекли из запасников. Борисов неоднократно бывал на арктических островах, в 1900 году он и его спутники на яхте отправились на Новую Землю. Экспедиция, которая длилась 14 месяцев, была научно-исследовательской, участники описали множество географических объектов, собирали ботанические, зоологические и геологические коллекции. Борисов был первым живописцем “вечных льдов”, именно его глазами мир впервые увидел Арктику в цвете, его работы приобретали Николай Третьяков, Николай II. Выставки проходили в Германии, Франции, Великобритании, США.
К сожалению, не все верили смелому художнику – нашлись критики, утверждавшие, что за Полярным кругом нет и не может быть ярких красок. “Говорили даже, что он не был на Новой Земле, когда он показывал картины вот с этими непомерно теплыми и южными розовыми закатами на фоне холодных синих сопок, когда он описывал странные моменты из жизни самоедов-ненцев. В общем, споров было много, – рассказал Катышев. – И вот сейчас в XXI веке благодаря фотографам, которые возвращаются из Арктики, мы видим, что Борисов не соврал и не ошибся вообще ни в одном оттенке”.
В ходе подготовки удалось выяснить, что на одном из хранящихся в музее полотен Борисова изображена не Новая Земля, как считалось ранее, а Мурманский берег. Гернет нашел у себя фото с практически идентичным видом.
О Тыке Вылке
Тыко Вылка (1886-1960) – известный ненецкий художник, писатель и общественный деятель, родился на Новой Земле. В 1901 году сопровождал Борисова в его экспедиции по архипелагу. Молодой охотник заинтересовался живописью, Борисов отметил, что у него есть талант и обучал его рисунку. А Писахов, будучи в 1903 году сосланным на Новую Землю, был первым, кто подарил Вылке кисти и краски. В своих картинах ненецкий художник показывал не суровый и опасный край, а готовые к освоению и ждущие человека многоцветные манящие пространства.
На выставке часть работ повторяет не места, а сюжет. Например, морж на льдине у Гернета почти точь-в-точь с моржом на картине Вылки: та же поза, размер бивней и даже льдины вокруг почти такие же. “У Тыко Вылки поменьше, а у Николая он немного побольше, – показал Катышев. – Или вот, птичий базар на Новой Земле, очень похоже”.
Выставочный проект создан при участии Центра социальных инноваций в сфере культуры Архангельска. Экспозиция будет работать до середины апреля. Как сказал директор музея, в дальнейшем из этой выставки планируется сделать передвижной проект.