Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Ученые ЛЭТИ разработали устройство для снижения расхода топлива дизельных электростанций в Арктике

фото из открытых источников

Дизель-генераторные установки получили широкое распространение на территории Российской Федерации: от установок такого типа в России получают электрическую энергию до 20-25% потребителей. Для труднодоступных территорий, в частности, в Арктике, особенно остро стоит проблема стоимости дизельного топлива с учетом транспортных издержек. В связи с этим, в мире ведутся поиски решения, которое, с одной стороны, поможет снизить потребление углеводородного топлива, а с другой, облегчит переход на возобновляемые источники электроэнергии.

В обычной дизель-генераторной установке для поддержания напряжения, удовлетворяющего показателям качества электросети, дизельный двигатель вращается со стабилизированной частотой, обеспечивающей частоту сети 50 Гц. При долевых уровнях нагрузки на дизель-генераторную установку понижается КПД электростанции, что означает, что двигатель внутреннего сгорания тратит топливо не на полезную работу, а на поддержание частоты вращения вала синхронного генератора. В связи с этим, рассматривается возможность снижения частоты вращения дизельного двигателя при долевых уровнях нагрузки для снижения удельного расхода топлива. При этом возникает другая проблема: снижение частоты вращения дизельного двигателя влечет за собой уменьшение частоты вращения синхронной машины, вследствие чего падают действующее напряжение и частота сети. Решение данной проблемы осуществляется за счет введения в состав электростанции статического преобразователя энергии, обеспечивающего заданные показатели качества электроэнергии. Статический преобразователь также позволяет подключать возобновляемые источники электроэнергии для совместной работы с дизель-генераторной установкой.

«Разработка ориентирована на автономное питание поселков, рудников, станций нефте- и газодобычи, расположенных на значительном удалении от централизованной энергосистемы. Большую заинтересованность со стороны рынка мы видим в организации систем автономного электропитания отдаленных вышек сотовой связи. Экономия топлива до 10% позволяет окупить технологии, заложенные в разработку, уже на 3 год», – рассказал инженер кафедры систем автоматического управления (САУ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Данил Михайлов.

Над проектом «Автономная система электроснабжения на основе генератора с переменной частотой вращения с возможностью использования возобновляемых источников энергии» работает команда ученых кафедры САУ в составе доцента Доброскока Никиты Александровича, инженера Михайлова Данила, доцента Филатова Дениса Михайловича, старшего преподавателя Лукичева Андрея Николаевича, студента 4 курса Викторова Артема.

Разработка поддержана грантом конкурса научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Вектор деятельности исследователей направлен на повышение степени технологической готовности разработки до уровня, позволяющего демонстрировать работоспособность технологии для дальнейшего внедрения в конкретные продукты. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Первоисточник:https://scientificrussia.ru/articles/ucenye-leti-razrabotali-ustrojstvo-dla-snizenia-rashoda-topliva-dizelnyh-elektrostancij-v-arktike?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch