На Крайнем Севере молоко, хлеб, мясо и овощи в два раза дороже, чем в Центральной России, и доставляют их не всегда оперативно. Чтобы исправить ситуацию, Правительство предложило назначить ведомство, которое будет отвечать за такие поставки. Контролировать движение грузов и выявлять риски сбоев в обеспечении северян жизненно важными продуктами планируют с помощью государственной информационной системы мониторинга, а перевозить товары на Север по морю разрешат по льготным тарифам. Все это позволит упорядочить северный завоз и снизить цены на прилавках. Такой пакет законопроектов (№ 301981-8 и 301929-8) Госдума приняла в первом чтении 22 марта.
Почему на Севере хлеб дороже
Северный завоз — это обеспечение территорий Крайнего Севера жизненно важными товарами, прежде всего продовольствием, лекарствами и топливом. Ежегодно в удаленные населенные пункты, где живут 3 миллиона человек, доставляют более 3,4 миллиона тонн грузов. При этом такая деятельность не урегулирована законодательно, и Правительству приходится применять «ручное управление». Кабмин предложил устранить правовой пробел.
Авторы законопроектов предложили утвердить понятие «северный завоз», определить территории, на которых он осуществляется, дать определения грузам разных категорий, установить полномочия госорганов. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, основной вызов при поставках на Север — сложная многоэтапная логистика.
При подготовке проектов проанализировали логистические цепочки. Есть случаи, когда стоимость угля для отдаленного северного поселка возрастала от места закупки до пункта назначения в десять раз. 90 процентов конечной себестоимости этого угля занимала доставка четырьмя видами транспорта. «Из-за длительных сроков доставки и сложной логистики в северных регионах цены на прилавках в магазинах на хлеб, молоко, мясо, овощи в 2-2,5 раза превышают среднероссийские», — подчеркнул глава министерства. Законопроекты, разработанные в ведомстве совместно с экспертами, повысят надежность поставок, сократят сроки доставки, снизят как минимум на 15 процентов стоимость жизненно важных товаров для жителей Севера, отметил Алексей Чекунков.
Законопроекты предусматривают создание централизованной системы управления северным завозом. Отвечать за перевозки грузов между портами будут федеральный координатор и единый морской оператор. Планировать поставки на Север хотят на три года вперед. Ключевым элементом системы управления перевозками станет Федеральная государственная информационная система мониторинга — она будет обрабатывать и анализировать информацию о северном завозе, мониторить движение грузов и своевременно выявлять риски сбоев в поставках.
Алексей Чекунков сравнил эту систему с «Яндекс.такси»: «Наша цель — создать «Яндекс.такси» государственного масштаба, одинаково удобную как для участников северного завоза, так и для органов власти». Формировать ее будут без бюджетных средств, за счет государственно-частного партнерства или концессий.
«Информационная система — это живой инструмент, который обеспечит четкий контроль и регулирование жизнедеятельности территорий», — отметила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.
Весь объем грузов, завозимый на северные территории, хотят разделить на три категории. В первую войдут товары для обеспечения жизнедеятельности населения — продукты, лекарства, медицинские изделия, топливо и горюче-смазочные материалы. Во вторую — грузы для государственных и муниципальных нужд, в третью — товары, не включенные в первые две категории. Регионам хотят выделять бюджетные кредиты на закупку продукции первой категории, а перевозить первую и вторую категорию планируют по льготным тарифам. Предлагается установить, что линейные морские перевозчики должны обеспечивать приоритетную перевозку указанных категорий грузов.
При этом главы регионов и муниципалитетов тоже получат возможность помогать участникам северного завоза. Если они установят какие-то льготы для них, то будут вправе устанавливать предельные значения цен на соответствующие товары, уточнил глава Минвостокразвития.
«Мы хотим, чтобы на все северные территории продукты и товары первой необходимости прибывали вовремя и по более низкой цене», — сказал, комментируя проекты, глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. Он напомнил, что в советское время северный завоз был централизованным, но затем систему государственного планирования в этой сфере упразднили, а нагрузка, связанная с обеспечением северян, полностью легла на региональный и местный уровень.
Конкуренция поможет снизить тарифы
Замруководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» Валерий Гартунг спросил у главы Минвостокразвития, каким образом Правительство планирует развивать системы доставки грузов по морю, альтернативные Северному морскому пути?
Как заявил Президент России Владимир Путин 21 марта на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином, Россия и Китай планируют создать совместный рабочий орган по развитию «Северного морского пути». «Перспективным видим сотрудничество с китайскими партнерами по освоению транзитного потенциала Северного морского пути», — сказал Путин, слова которого привело РИА «Новости».
Развитие Севморпути не означает монополизацию перевозок северного завоза, ответил Алексей Чекунков на вопрос Гартунга. «Одной из тем, которая вызвала наибольшее количество дискуссий, было создание единого морского оператора. Но речь не идет о монополизации доставки морем, речь идет о гарантирующем поставщике», — отметил глава Минвостокразвития. По его словам, наличие единого морского оператора будет гарантировать, что грузы доставляют по плану. Но при этом никто не запрещает заниматься доставкой коммерческим операторам. Конкуренция на морских, речных, сухопутных, воздушных маршрутах позволит в том числе снизить тарифы на перевозки.