Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Озвучено начало разработки дирижаблей для северного завоза, но «Дирижабли Якутии» занимаются этим с 2022 года

фото из открытых источников

Новая история дирижабля-беспилотника. Август 2024
Фонд перспективных исследований (ФПИ) начал работу над проектом создания ветроустойчивого дирижабля для грузоперевозок в труднодоступные районы страны и освоения новых месторождений полезных ископаемых, – было заявлено руководителем проектной группы воздушных средств ФПИ Яном Чибисовым на форуме «Технопром-2023» сегодня.

По словам РИА Новости и ТАСС, ветроустойчивый дирижабль «Шкипер» длиной в 100 метров сможет с оптимальной загрузкой 33 тонны груза летать на расстояния до 3 тысяч километров. Максимальная его грузоподъемность – 60 тонн. Максимальная скорость у земли – 206 километров в час.

«Сейчас в фонде только пошел аванпроект. Пока это только зачаточная история», – рассказал Чибисов. – «К нам обратились логистики, которые занимаются северным завозом. Они предложили решение с циклическими движителями. Здесь главная история – это ветроустойчивость. То есть нужно сделать дирижабль настолько же эксплуатационно-пригодным или хотя бы довести до уровня вертолетной техники по ветровым нагрузкам».

По его словам, дирижабль имеет вполне определенную цель – доставку грузов в отдаленные территории в масштабе как отдельных регионов, так и страны в целом.

«Здесь самое главное – грузоподъемность. Причем это решение никак не пересекается и не умаляет аэродромные решения, а [разрабатывается] исключительно для обеспечения создания и развития нефтегазового комплекса там, где сейчас такая возможность просто отсутствует. На самом деле таких месторождений много, которые разведаны, но не осваиваются по причине отсутствия доступности», – сказал представитель ФПИ.

Он отметил, что северный завоз с использованием такого дирижабля был бы гораздо эффективнее. Сроки завершения разработки и объем инвестиций не уточняются.

А идея использовать дирижабли для северного завоза, судя по информации опять же СМИ, разрабатывается уже много лет.

Февраль 2022
09 февраля 2022 на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) опубликовано, что председатель правительства Якутии Андрей Тарасенко в режиме видеоконференцсвязи провел совещание, в ходе которого обсужден проект строительства опытного образца дирижабля для использования в отдаленных арктических территориях.

О дорожной карте по реализации проекта на совещании рассказал генеральный директор транспортно – экспедиторской компании «Бэдфорд групп» Владимир Ворошилов – лидер консорциума «Дирижабли в Якутии». Он ознакомил участников совещания с задачами реализации проекта и создания демонстратора дирижабля грузоподъемностью от 100 до 500 кг по заказу Фонда перспективных исследований, а также с последующей работой над созданием и испытанием опытного экземпляра дирижабля большой грузоподъемности для нужд Якутии. Докладчик отметил, что параллельно будут решаться задачи по разработке документов нормативного регулирования, созданию комплекса средств наземного обеспечения, подготовке кадров и т.д.

Генеральный директор АО «Долгопрудненское Конструкторское Бюро Автоматики» Юрий Кузнецов рассказал о производственных мощностях предприятия, имеющемся научно-техническом заделе. В настоящее время производственные возможности предприятия позволяют строить дирижабли с грузоподъемностью до 30 тонн, дальностью полета примерно 4 тыс. км. Длина конструкции – 130, а диаметр – 30 метров. Заданные характеристики опытного образца демонстратора дирижабля будут определены по результатам выполнения аванпроекта, завершение которого планируется в мае 2022 года.

Апрель 2023
4 апреля в Постоянном Представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ состоялось совещание по проекту создания современных дирижаблей «Дирижабли в Якутии». «На сегодняшний день остро стоит вопрос транспортировки груза в Арктические районы. Грузоподъемность дирижаблей ориентировочно 60 тонн, тем самым появляется возможность перевозки всех грузов без необходимости строительства инфраструктуры, а это дороги, мосты, тоннели, ледоколы», – подчеркнул руководитель компании «Бэдфорд групп» Владимир Ворошилов.

В конце апреля информационно-аналитический портал «Новости промышленности MASHNEWS» провел свое расследование, и вот что выяснил.

Дирижабли собираются строить на площадках АО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (ДКБА, входит в «Ростех»). Это КБ — преемник комбината «Дирижаблестрой», который в 1930-х годах строил советские цеппелины под руководством Умберто Нобиле.

Генеральный директор компании «Бэдфорд групп» (участник НОЦ «Север: территория устойчивого развития») Владимир Ворошилов называет свою компанию и себя лично лидерами консорциума «Дирижабли Якутии». По его словам, якутский проект начался около четырех лет назад, когда в самой большой в мире административно-территориальной единице (площадь Якутии — 3,08 млн кв. км.) задумались над транспортным обеспечением региона.

«Были очень интенсивные консультации с нашей наукой. МАИ, ЦАГИ и всеми теми, кто неравнодушен к дирижаблестроению», – рассказал MASHNEWS Владимир Ворошилов. – «Из тех, кто был наиболее активен, наша рабочая группа и сформировалась. Шаг за шагом мы продвигались и около года назад предложили Фонду перспективных исследований (ФПИ) сотрудничество, аргументировали целесообразность проекта и получили поддержку. В июле 2022 года мы подписали договор и начали работать. Сформировали научную группу. В январе этого года успешно защитили проект и двигаемся дальше».

Сроки, когда якутский дирижабль можно будет увидеть в реальности, по словам Владимира Ворошилова, будут зависеть от финансирования. Поступление денег возможно от ФПИ (Его активы в 2021 году составляли 32,9 млрд рублей. – прим. ред.), частных и государственных компаний, которые проявили и ещё проявят интерес к проекту. Но такого рода вещи обязательно опираются на поддержку государства, добавил менеджер. «Какой бы дорогой дирижабль ни получился, это все равно будет ничто по сравнению со стоимостью дорожного строительства в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока».

Как выглядит разработка и какие мнения у «конкурентов»
«Полгода работы ученых позволили создать математическую модель аппарата, рассчитать все его технические характеристики, динамику поведения с учетом большой скорости ветра и его порывов. Предложенная модель формы дирижабля показала себя очень хорошо. Это будет полужесткая конструкция на основе алюминиевых сплавов и композитов. Дирижабль будет полностью беспилотным. Это связано с очень большими расстояниями, работа пилотов из-за этого будет сильно затруднена», – рассказывал Ворошилов.

Изображение дирижабля существует, но, по словам Владимира Ворошилова, продукт является собственностью ФПИ, и юридическая возможность публично распространять его визуализацию отсутствует.

В Фонде перспективных исследований порталу MASHNEWS подтвердили, что работы по дирижаблю ведутся, но от дальнейших комментариев отказались.

В России есть и другие энтузиасты дирижаблестроения. Они считают, что на нынешнем этапе развития технологий дирижабль вполне может занять место в транспортной цепи. А возможно, стать основой новой отрасли. В этом убежден инженер-конструктор дирижаблей Александр Гомберг.

Если появится твердый заказ и финансирование, то дирижабль объемом 60 000 кубометров за пять лет точно можно построить. У правительства Якутии, считает Гомберг, таких денег нет. Но это могут быть средства федерального бюджета, госкорпораций или крупных коммерческих компаний.

«Если делать партию шесть-восемь дирижаблей, то каждый будет стоить 25–35 миллионов долларов, что сопоставимо со стоимостью Ми-17. Вообще, хорошее коммерческое использование дирижаблей начинается там, где кончаются возможности вертолета Ми-26, он везет 20 тонн на 800 километров. Если мы возим на большее расстояние, на 2000 км, даже меньше 20 тонн, это уже рентабельно».

Вне консорциума «Дирижабли Якутии», по словам Гомберга, сейчас разрабатывается дирижабль-прототип SW-12 объемом 12 000 куб. метров и дальностью 4000 км. Его можно применять на Севере для перевозки людей и грузов, мониторинга, поисково-спасательных работ, обучения пилотов и техников, погрузки-разгрузки морских судов.

На этом дирижабле, мечтает Гомберг, можно совершить перелет к Северному Полюсу в ознаменование 100-летия полета под руководством Амундсена и Нобиле дирижабля «Норвегия» в 1926 году.

Говоря о безопасности, специалист отметил, что за всю послевоенную историю дирижаблестроения в СССР и России не было ни одного сколько-нибудь серьезного происшествия.

Использование дирижаблей в наши дни
Несколько дирижаблей типа Цеппелин NT объемом 9000 куб.м сейчас выполняют полеты в Европе и США в туристических целях. Был опыт применения таких дирижаблей в ЮАР для геологоразведки в интересах алмазной компании De Beers.

Шведская туристическая компания OceansSky Cruises продает билеты в экспедицию на дирижабле. Предполагается, что воздушные суда не позднее весны 2026 года будут регулярно совершать 48-часовое путешествие с острова Шпицберген на Северный полюс и обратно.

Сергей Брин, соучредитель Google, еще в 2017 году основал компанию Lighter Than Air Research. Ее задача – разработка дирижаблей.

Британская компания Hhybrid Air Vehicles потратила на разработку дирижабля Airlander 10 более 150 миллионов долларов. Это деньги ЕС, Великобритании и Министерства обороны США.

Революцию в грузоперевозках обещает произвести французский стартап FlyingWhales с внушительным списком акционеров. В их числе правительства Франции, Китая и канадской провинции Квебек. 25% компании принадлежит китайской China Aviation Industry General Aircraft.

Первоисточник: https://goarctic.ru/news/ozvucheno-nachalo-razrabotki-dirizhabley-dlya-severnogo-zavoza-no-dirizhabli-yakutii-zanimayutsya-et/