Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Омская технология армирования ледовых переправ увеличит их грузоподъемность до двух раз

Фото из открытых источников

Ученые Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) разработали и запатентовали технологию армирования ледовых переправ, которая позволяет усилить их грузоподъемность до двух раз, значительно повысить безопасность и срок эксплуатации, сообщила ТАСС доцент кафедры “Проектное управление и информационное моделирование в строительстве” вуза Ольга Якименко. Разработку планируется использовать в госпрограмме развития Арктики.

“Введение геосинтетических армирующих материалов помогает ледяной плите воспринимать растягивающие напряжения от транспортной нагрузки. При этом значительно снижается вероятность резкого разрушения льда с трагическими последствиями. Армированный лед ломается не сразу, а только после разрыва армирующего материала. Да, он больше не способен выдерживать нагрузки, но в реальных условиях это гарантирует спасение жизней водителей, пассажиров, сохранение техники и грузов”, – рассказала Якименко.

Она отметила, что армирование также позволяет увеличить на срок около двух недель срок действия ледовых переправ. “При обычной продолжительности действия переправ в 2-4 месяца это существенное подспорье для населенных пунктов, которые не имеют связи с “большой землей”, – уточнила представитель вуза.

По ее словам, технология была испытана вместе с Омским автобронетанковым инженерным институтом грузовыми и гусеничными машинами. “Эти испытания показали, что “верхнее” армирование полностью предотвращает образование и раскрытие температурных трещин, увеличивает грузоподъемность ледяной плиты на 30%. “Нижнее” армирование, осуществляемое по методике “подныривания” рыболовных сетей под лед, позволяет увеличить грузоподъемность ледяной плиты на 70%”, – отметила Якименко.

Технология также была опробована на действующей переправе через Иртыш в Омской области, испытания полностью подтвердили результаты исследований. Здесь же была проверена методика по извлечению весной армирующего материала. “Технология отработана, реализуема и не требует никаких сверхусилий от наших коллег-дорожников”, – уточнила Якименко. По результатам испытаний были получены три патента (два на разработку и один на полезную модель). По ее словам, исследованиями на эту тему занимались многие авторы, но ни одна из их разработок не была реализована на практике.

Пока технология не может получить массового распространения в России, где ежегодно только официально организуется зимой более 1 тыс. ледовых автозимников и переправ. Для этого разработанная методика должна быть включена в нормативные документы, без чего проектировщики и дорожно-строительные организации не имеют право ее использовать. Представители вуза ведут соответствующую работу и продолжают свои исследования. Так, в СибАДИ изучают вопрос применения природных материалов для повышения прочности ледовых переправ. Также омские ученые начали совместную работу по этой технологии с учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана по государственной программе развития Арктики.