Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

На заседании Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании обсудили новый механизм северного завоза

фото из открытых источников

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин и заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая 21 июля провели заседание Президиума Совета законодателей РФ. С докладом выступил Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Глава Минвостокразвития России рассказал о новациях законопроекта о северном завозе, разработанного по поручению президента РФ Владимира Путина и принятого Госдумой в трех чтениях.

Документ закрепляет понятия «территории северного завоза», «территории с ограниченными сроками завоза грузов», устанавливает приоритет в обслуживании грузов, вводит разделение их на категории, предусматривает создание ФГИС «Северный завоз». Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития РФ.

По словам Алексея Чекункова, в целях снятия инфраструктурных ограничений северного завоза Правительством РФ будет утвержден перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры: «С 2026 года содержание таких объектов будет осуществляться в размере 100% от установленных органами государственной власти и местного самоуправления нормативов финансовых затрат. Мероприятия по созданию и развитию таких объектов планируются к включению в соответствующие государственные программы. Это позволит в перспективе преодолеть существующие инфраструктурные ограничения и сократить сроки доставки грузов».

Также законом предусмотрено строительство судов для обеспечения северного завоза. Минвостокразвития совместно с АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» провели исследование каботажного грузопотока в Арктическом и Дальневосточном бассейнах, включая объемы и номенклатуру грузов. По результатам в целях обеспечения единого морского оператора северного завоза собственным флотом Минвостокразвития прорабатываются источники финансирования разработки концептуального проекта судна и проведения модельных испытаний для обеспечения контрактации соответствующих работ в 2024 году.

Алексей Чекунков рассказал, что в подготовке законопроекта принимали активное участие представители обеих палат Федерального Собрания, все регионы, которые участвуют в северном завозе, эксперты от науки и бизнеса.

«По предварительным оценкам принятие законопроекта позволит снизить стоимость товаров жизнеобеспечения на первоначальном этапе в среднем на 15% и, одновременно, повысить надежность и прозрачность поставок, сформировать комплексную систему управления северным завозом, основанную на цифровых технологиях и принципах эффективного распределения полномочий, планирования, оптимизации процессов и управления рисками», – отметил министр.

Вице-спикер Госдумы, депутат фракции «Единая Россия» Ирина Яровая отметила: «Парламент принял закон, который разрабатывался профильным министерством вместе с нашим активным участием. Это наша общая победа. Мы создаем на долгую перспективу гарантированные правовые инструменты для решения сложных экономических и социальных задач. Но предстоит еще большая работа. Мы расширили полномочия регионов, чтобы союз взаимодействия федерального и регионального уровней обеспечивал качество жизни жителей Севера и Дальнего Востока, доступность товаров и услуг и их соответствующую адекватность ценообразования».

Первый вице-спикер СФ Андрей Яцкин сообщил, что Совет Федерации поддерживает принятие закона: «Нам важно, как закон о северном завозе будет реализовываться в жизни, а в реальной жизни он должен быть реализован эффективно. В первую очередь, должна быть создана опорная сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры, а не только информационная система. Минтрансу предстоит найти решение проблемы модернизации внутренних водных путей. Кроме того, необходимо развивать судостроение и судопромышленность».

Председатель Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов в своем выступлении обратил внимание на то, что первый шаг к историческому и долгожданному закону о северном завозе был сделан именно на Президиуме Совета законодателей в 2021 году: «Очень важно, что здесь не только поднимаются актуальные вопросы, но и предлагаются практически реализуемые решения. В рамках работы над проектом федерального закона был выбран единственно правильный формат работы – экспертная группа, куда вошли все заинтересованные стороны».

В заседании также приняли участие Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, Министр транспорта РФ Виталий Савельев, руководители профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, региональных органов законодательной власти.

Первоисточник: https://minvr.gov.ru/press-center/news/na_zasedanii_prezidiuma_soveta_zakonodateley_rf_pri_federalnom_sobranii_obsudili_novyy_mekhanizm_sev/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3