Развитие дальневосточного транспортно-логистического комплекса – приоритетная стратегическая задача, – отметила в своем выступлении первый заместитель председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера председатель Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при СФ Галина Карелова на его заседании, которое состоялось 4 апреля. Оно было посвящено развитию логистического потенциала регионов Дальнего Востока.
Сенатор напомнила, что важность этой задачи подчеркивал Президент России Владимир Путин в своем Послании. Ее актуальность связана с переориентацией внешнеторговых грузопотоков с Запада на Восток, из-за чего существенно увеличивается нагрузка на логистическую инфраструктуру Дальнего Востока. Сенатор отметила, что частные инвестиции могут стать существенным ресурсом в достижении этой цели. Расширение механизмов ГЧП и концессий, поддержка инициатив грузоотправителей, по ее мнению, позволят эффективнее проводить модернизацию этого транспортного коридора.
С докладом о реализации логистического потенциала регионов Дальнего Востока перед участниками Совета выступил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.
«Транзитная роль Дальнего Востока как логистического супер-региона, как логистического перекрестка, традиционно была очень высокой. Но особенно в последние два года, когда резко поменялись направления грузопотоков, когда закрыты западные, северо-западные, юго-западные маршруты, роль Дальнего Востока значительно увеличилась. Дальний Восток – это больше 40% территории Российской Федерации, почти половина государственной границы нашей страны. По территории региона проходят две крупнейшие магистрали – БАМ и Транссиб, газопровод «Сила Сибири». Северный морской путь связывает Дальний Восток с западной частью России. Логистический потенциал Дальнего Востока привлекает к региону повышенное внимание стран всего мира», – отметил министр.
По словам министра, на территории Дальневосточного федерального округа с мерами государственной поддержки реализуется почти 2 900 новых инвестиционных проектов на 8,5 трлн рублей. В экономику регионов уже вложено более 3,8 трлн рублей, введен в эксплуатацию 781 инвестиционный проект. За последнее десятилетие промышленное производство выросло в полтора раза, выросли темпы развития ряда отраслей: добычи угля – в 3 раза, золота – в 2 раза. Растет генерируемый проектами грузопоток.
«Растет число реализуемых на Дальнем Востоке транспортно-логистических инвестиционных проектов, – отметил глава Минвостокразвития. – Резидентами преференциальных режимов реализуется 495 таких проектов на 906 млрд рублей, создается 55 тыс. новых рабочих мест. Среди крупнейших логистических проектов – первый зерновой железнодорожный терминал Забайкальск-Маньчжурия в Забайкальском крае мощностью 8 млн тонн в год, специализированный морской порт в бухте Суходол Приморского края мощностью 12 млн тонн/год (ООО «Морской порт Суходол»)». Успешным опытом реализации проектов с господдержкой является строительство на российско-китайской границе мостовых трансграничных переходов Благовещенск – Хэйхэ и Нижнеленинское – Тунцзян. В 2023 году по ним было перевезено 3,8 млн тонн грузов. В перспективе их совокупный потенциал оценивается до 30 млн тонн в год.
Выросла нагрузка и на трансграничную и подводящую транспортную инфраструктуру Дальнего Востока – в 2023 году грузооборот через дальневосточные пункты пропуска вырос на 10%. Модернизация и оснащение приоритетных дальневосточных пунктов пропуска ведется Минтрансом России. На перспективу Правительством рассматривается вопрос создания нового пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и сопряженного с ним транспортно-логистического узла в Хабаровске.
Особо остро стоит вопрос перегруженности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Правительство РФ одобрило параметры проекта 3-го этапа развития Восточного полигона, предусматривающего расширение его мощности.
«Все должно способствовать тому, чтобы логистическая сфера Дальнего Востока приносила стране максимум пользы. И все инвестиционные проекты, которые уже начаты к реализации, принесли соответствующую прибыль нам, как государству, и, конечно, инвесторам», – отметил Алексей Чекунков.
Особое внимание в ходе заседания совета было уделено вопросам развития Северного морского пути. В 2023 году на СМП достигнут рекордный показатель грузооборота – 36 млн тонн, в перспективе планируется увеличить грузопоток по нему, что поставит его в один ряд с основной транспортной артерией Дальнего Востока – Восточным полигоном железных дорог. В рамках утвержденного плана развития Северного морского пути на период до 2035 года, который утвержден Правительством РФ, предусмотрены инвестиции в размере 1,8 трлн рублей в расширение ледокольного флота, создание грузового флота ледового класса, модернизацию портов и подъездных путей, аварийно-спасательной инфраструктуры, развитие спутниковой группировки, каналов связи, гидрометеорологии.
По словам Алексея Чекункова, все масштабные проекты и инвестиции должны способствовать социально-экономическому развитию Дальнего Востока – улучшению качества жизни населения в дальневосточных городах.
Принятые по итогам заседания Совета рекомендации будут направлены в Правительство РФ и региональные ведомства. В работе Совета также приняли участие представители профильных министерств и ведомств, государственных институтов развития, сенаторы и депутаты.