Река Иенгра — тихое место возле одноименного села на юге Якутии. В снежных просторах тут живут меньше тысячи человек. Но в марте как никогда людно: сотни зрителей наблюдают за гонкой на оленьих упряжках — самыми массовыми и зрелищными соревнованиями Первого международного чемпионата по традиционному оленеводству. Чемпионат прошел с 15 по 19 марта в городе Нерюнгри, в нем участвовали представители 14 регионов Российской Арктики и Дальнего Востока, гости из Китая и Монголии
Десятки оленьих упряжек спешат к финишу. Скорость почти как у автомобиля: упряжка разгоняется до 50 км/ч. Условная трасса местами льдистая и скользкая, да еще с ухабами, кое-где ее замело снегом. До финиша добираются не все. Некоторые олени, испугавшись людей, шума и незнакомых наездников (собственных оленей на соревнования привезла только команда Амурской области), сбиваются с маршрута или бегут назад — к старту.
В массовом забеге первым к финишу прибывает оленевод с 25-летним стажем из Иенгры Юрий Семенов. Он рассказывает, что начинает готовить оленят к гонкам, когда им только четыре-пять месяцев.
“По оленю сразу видно, будет он быстрым или нет. Бывают олени ленивые, а бывают сильные, агрессивные, стремительные. Из тысячи голов может быть только один спортивный олень. При отборе мы обязательно смотрим на телосложение и характер животного”, — улыбается счастливый победитель.
В хозяйстве Семеновых — порядка 300 оленей. Оленеводством занята почти вся семья. Двоюродная сестра Юрия Надежда стала победительницей гонок на оленьих упряжках среди женщин. Оба получили нужные для работы призы — снегоходы “Буран”. Не остался в стороне и племянник Сережа — на открытии чемпионата он исполнил популярную эвенкийскую песню.
Семенов подводит меня к белым оленям, которые особенно почитаются у эвенков — именно этот народ издревле населяет Иенгру. Даже название этой реки переводится с эвенкийского языка как “ветвистые рога”.
Семенов уверен: у каждого оленя — свой характер, и он всегда дает знать, когда ему что-то не нравится или он устал. Главной проблемой для отрасли оленевод считает глобальное потепление.
“Становится меньше ягеля. Думаю, это из-за того, что меняется климат. Помогает только подкормка — даем комбикорм, соль. Чересчур много стало волков, ничего уже не боятся. Бывает, когда придут волки, охраняем стадо всю ночь”, — рассказывает Семенов.
Оленевод должен быть сильным
Чтобы выжить в тундре, оленевод должен не только виртуозно управлять оленьей упряжкой, но и обладать другими навыками, в которых и состязались участники чемпионата. Среди них прыжки через нарты, метание аркана, эстафета на охотничьих лыжах.
“Кто поймает больше всех оленей, тот и победил, — простое правило состязаний по метанию аркана. Аркан — это специальная веревка для ловли оленей. Ее плетут из нескольких тонких ремней оленьей кожи”, — объясняет участник чемпионата с Чукотки Иван Енковав.
Легко с этим справляются опытные оленеводы — те, кто не первый год занимается разведением северных животных. А вот новичкам не так-то просто заарканить упрямое животное.
“Это очень легко: собираешь аркан, потом идешь в стадо и ловишь оленей. Когда арканишь оленя, нужно рассчитать силу ветра и расстояние, с которого хочешь поймать животное. Иногда скорость ветра достигает 20 м/с. Аркан нужно бросать примерно с 20 м”, — объясняет Енковав.
Жизнь на Севере — настоящее испытание на прочность. Охотники и оленеводы должны быть ловкими, быстрыми и выносливыми. Эти качества помогают участникам в прыжках через нарты. Даже ненастная погода не помешала победителю перепрыгнуть через 190 деревянных барьеров. Другое задание — сборка яранги. Здесь важно качество, а не скорость. И действительно, яранги, которые соорудили быстрее всех, падают под порывом сильного ветра — тундра не любит спешки.
Оленеводство не имеет границ и национальностей, о чем говорит география чемпионата. Китайский эвенк Сяо Ченхао рассказывает, что на его родине оленеводство направлено на развитие внутреннего туризма. Сейчас Сяо уже не ездит на оленях, а снимает про них ролики для соцсетей. Вместе с друзьями он мечтает отправиться в автомобильную экспедицию из Якутии до Чукотки. Точный маршрут они пока не знают.
Представитель Монголии Ганбат Намжав признается: ему в Якутии интересно все, но особенно его увлекают особенности жизни его “коллег” в других странах. На соревнования он приехал, чтобы обменяться опытом.
Участник из Амурской области Олег Абрамов прибыл на чемпионат, преодолев более 300 км за восемь дней. “Раньше ездили на своих оленях до Якутска. Сейчас такого уже нет”, — говорит он, и, глядя на его невозмутимое лицо, нельзя понять, расстроен он этим фактом или доволен. В его палатке пахнет свежей лиственницей: ветками застлан пол импровизированной яранги. На костре варится суп.
Секреты хозяйки чума
“Хозяйка чума должна уметь все — колоть дрова, разделывать тушу оленя и замороженную рыбу, содержать жилище в тепле и чистоте, разжечь костер при любом ветре, ведь зачастую мужчины находятся в тундре”, — говорит Елена Антипина, директор Арктического колледжа народов Севера из Нижнеколымского района на севере Якутии.
Задача Елены Егоровны на соревнованиях — определить лучшую хозяйку. Конкурс среди женщин включает разделку и приготовление рыбы, разведение костра и выделку камуса — оленьей шерсти, которую используют для изготовления обуви. Разделка мороженой рыбы, наверное, самый сложный этап, ведь важно рассчитать время этого процесса, чтобы рыба не успела растаять, а затем так же точно соблюсти время варки, чтобы рыба не осталась сырой.
“Если бы не женщина, в тундре не было бы жизни. Все зависит от нее: она и мужа оденет, обует и вкусно накормит, и плачущего ребенка успокоит, больного вылечит. За несколько минут наши умелицы могут разделать целую тушу оленя. Вычистит рыбу, выпотрошит принесенных мужем с охоты уток или гусей”, — описывает идеальную хозяйку чума Олеся Енковав с Чукотки.
Ее любимое блюдо называется “пане”, его готовят из крови оленя. “Кровь варишь, как манную кашу. Получается очень вкусно! Еще мы едим строганину, уху, но нечасто. На праздники делаем масло из оленьих костей”, — говорит она.
Не только опытные женщины участвуют в состязаниях — подрастает и достойная смена. Десятилетняя Эмилия Фомина из Иенгры уже третий год катается на оленях. “Катаюсь каждый день, учебе это не мешает. Олени — ласковые и добрые животные”, — говорит девочка, ставшая участницей внеконкурсного детского забега верховой езды на оленях.
Участница из Магаданской области, пенсионерка Марфа Кырковская, объясняет принципы выделки камуса. “Сначала нужно снять грубый слой — мездру, слой подкожной клетчатки на невыделанной шкуре. Руками его смягчить, — рассказывает она. — На конкурсе дали толстый камус, сложновато для новичков”.
Каждое лето Кырковская ездит помогать оленеводческому хозяйству. “В мае поеду готовить юколу (сушеная рыба) из лосося и кеты. Зимой занимаюсь пошивом одежды для оленеводов, делаю торбаса — обувь из оленьего меха для ходьбы по снегу, малахаи — меховые шапки”, — говорит она.
Турнир прошел в рамках плана председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах. Оператор событий председательства — Фонд Росконгресс.