Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Власти Якутии считают, что стратегия развития Арктики изменит систему северного завоза

Реализация единого плана федеральной стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) до 2035 года позволит коренным образом реформировать механизм северного завоза, считают опрошенные ТАСС представители власти и эксперты в Якутии.

Президент России Владимир Путин в октябре 2020 года утвердил стратегию развития АЗРФ до 2035 года. В числе ее приоритетов – повышение уровня жизни населения, улучшение качества жизнеобеспечения в арктических территориях. Одно из направлений стратегии – реформирование системы северного завоза. В феврале 2023 года в Госдуму будет внесен законопроект, регулирующий северный завоз.

“Реализация единого плана федеральной стратегии направлена на коренное преобразование системы северного завоза, позволит совершенствовать логистику и качество доставляемых товаров. Повышение качества жизни северян невозможно без инвестиций в серьезную модернизацию системы”, – сказала председатель постоянного комитета парламента Якутии по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева.

По словам министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Владимира Черноградского, федеральная стратегия направлена на решение нормативных, экономических и технологических задач механизма обеспечения северных территорий. Он считает, что системным условием реализации большинства проектов в Арктической зоне является развитие Северного морского пути, его береговой инфраструктуры.

“Единым планом предусмотрены строительство и реконструкция региональных, межрегиональных автомобильных дорог. На повестке – строительство дороги Яна до границы Якутии с Чукотским автономным округом. В сфере внимания нормативное обоснование и финансирование строительства сезонных дорог – автозимников”, – отметил министр. Он добавил, что большое внимание в рамках единого плана также уделяется развитию малой авиации.

Влияние рынка

Цены в арктических поселениях Якутии пока остаются в два-три раза выше среднереспубликанских. Местные жители тратят до половины доходов на продукты питания, случаются и сбои в поставках даже основных видов продовольствия. Как считают эксперты, ситуацию может изменить только вмешательство государства.

Заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета по аналитической и экспертной деятельности, член общественного совета АЗРФ Александр Кугаевский напомнил, что до 1991 года северный завоз представлял собой совокупность мероприятий по планированию, организации, управлению и строгому контролю подготовки, накопления и продвижения материальных ресурсов и товаров для населения в отдаленные районы Севера.

“Планирование поставок начиналось в ноябре предшествующего года, с января уже официально открывалась отгрузка ресурсов и товаров в адрес северных районов. Организация включала подготовку всех видов транспорта, путей сообщений и складского хозяйства, их четкое взаимодействие в процессе завоза грузов. С началом навигационного периода на северных реках и морских участках все грузопотоки по строго определенному графику начинали продвижение в глубинные районы Севера”, – рассказал Кугаевский.

Такая организация обеспечивала своевременность и полноту доставки всех грузов, а также ценовую доступность, исключая потери и завышение затрат на доставку и сезонное хранение материальных ресурсов и товаров народного потребления. “В современных условиях нам, прежде всего, надо выработать официальную государственную политику гарантированного обеспечения населения жизненно важными продуктами питания и медикаментами в районах Российской Федерации с ограниченными сроками завоза. Суть политики – определить принципы обеспечения качества жизни на Севере и в Арктической зоне РФ”, – уверен ученый.

С опорой на эти принципы, по мнению экономиста, необходимо разработать концепцию организации и государственной поддержки гарантированного обеспечения жизненно важными продуктами питания и медикаментами населения в районы с ограниченными сроками завоза.

“Оба документа должны составить основу законодательного закрепления норм и правил планирования, организации и управления северным завозом, которые должны быть оформлены федеральным законом “О государственных гарантиях обеспечения населения жизненно важными продуктами и медикаментами в районах Российской Федерации с ограниченными сроками завоза”. Суть документа – правила предоставления господдержки и правила взаимоотношений участников в процессе северного завоза”, – заключил эксперт.

Реформирование в Якутии

По данным парламента Якутии, государственный бюджет республики финансирует северный завоз всего на 15%. Остальные средства вкладывает малый и средний бизнес, который не обеспечивается субсидированием за транспортные издержки. В Якутии уже приняты первые шаги для реформирования системы северного завоза. Ее начали с продовольственного обеспечения населения Арктики. По словам главы республики Айсена Николаева, власти планируют к 2024 году открыть торгово-логистические центры во всех арктических районах.

Строительство торгово-логистических центров идет в рамках перехода на новую систему снабжения. Программа началась в 2019 году, когда было принято решение об объединении двух предприятий “Якутоптторг” (с магазинами и складами) и “Туймаада-Агроснаб” (с собственным флотом и автобазой). Два предприятия частично дублировали функции и занимались снабжением арктических районов.

Строительство торгово-логистических центров в Абыйском и Усть-Янском районах Якутии в этом году позволило снизить цены на базовые продукты питания на 20-25% по сравнению с 2019 годом. Они оснащены овощехранилищами, морозильными камерами, теплыми складами, торговыми помещениями.

Законопроект о северном завозе

Ранее глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков сообщал журналистам, что основная цель законопроекта о северном завозе – обеспечение безопасности жизни и здоровья, повышение качества условий жизни граждан, проживающих в соответствующих районах, формирование целостной системы мер господдержки для участников завоза.

Предлагается закрепить положение о создании и функционировании федеральной системы мониторинга северного завоза, включающего транспортно-логистический мониторинг, мониторинг финансового обеспечения мероприятий и мониторинг обеспечения территорий. По словам министра, в законопроекте также необходимо закрепить распределение функций, задач и обязанностей по организации гарантированного обеспечения населения на всех уровнях власти, организовать мониторинг за локальным уровнем осуществления северного завоза, в том числе для вахтовых и специальных поселков, не подчиненных местным администрациям, определить само содержание и понятия “северный завоз”.

Кроме того, по его словам, в законопроекте необходимо определить порядок закупок товаров, необходимых для обеспечения как энергетической безопасности, так и жизни, и здоровья, по перевозке до места назначения, обработке, хранению и последующей реализации по ценам, доступным населению. В проекте федерального закона предлагается отразить правовой статус участников северного завоза, закрепить полномочия и обязанности федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Согласно опубликованному накануне документу, законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, связанные с северным завозом, в октябре должен быть представлен в правительстве, а в феврале следующего года внесен в Госдуму. Ответственным за подготовку и сопровождение законопроекта определено Минвостокразвития РФ.

Источник