Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

В северных регионах обновят энергетическую инфраструктуру

Энергетика РФ и мира сегодня
Фото из открытых источников

Регионы, расположенные в Арктической зоне России, столкнулись с необходимостью модернизации энергетической инфраструктуры на удаленных и труднодоступных территориях.

Сегодня этот процесс идет далеко не так быстро, как того требует ситуация. И ускорить его в изменившихся условиях будет непросто из-за необходимости импортозамещения. Но другого пути нет: многие объекты тепло- и электроснабжения на Крайнем Севере сильно изношены, а широко распространенное дизельное топливо признано экономически неэффективным и экологически небезопасным.

Большинство населенных пунктов Арктической зоны обогреваются и освещаются с помощью обособленных энергоузлов. Как правило, жители арктических поселков получают энергию по локальной сети от подстанций, работающих на дизельных генерирующих установках. Во многих уголках Арктической зоны альтернативы дизелю просто нет. При этом топливо еще надо доставить в навигацию с северным завозом, что дополнительно повышает его стоимость.

Высокая себестоимость энергии, получаемой с таким трудом, – одна из главных угроз для бюджетов северных регионов. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, в удаленных населенных пунктах Архангельской области себестоимость электроэнергии составляет 18,9 рубля за киловатт-час, а в Ненецком автономном округе и Мурманской области – соответственно 32 и 31,2 рубля за киловатт-час.

Чтобы снизить расходы и экологические риски, дизельные электростанции в Арктической зоне планируют частично заменять на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – в основном ветра и солнца, а также на атомные станции малой мощности – плавучие или наземные. Первые больше подходят для снабжения населенных пунктов, а вторые эффективнее размещать у крупных промышленных объектов, считают специалисты.

По их оценкам, проблем с оборудованием для использования возобновляемых источников энергии из-за введения санкций возникнуть не должно. Его выпускают как в странах Азии, так и в самой России. Например, в Волгодонске производят ветроустановки, а в Ульяновске – лопасти для турбин ветровых электростанций.

Но в условиях Арктики полагаться только на ВИЭ нельзя, предупреждают эксперты. Для этого они недостаточно стабильны. В сильный мороз, когда ветра нет, работающие с его помощью установки могут попросту встать, и тогда придется как-то обогревать сами ветряки. А если солнечные панели занесет снегом, они перестанут вырабатывать энергию. Такая ситуация сложилась в США и еще целом ряде стран холодной зимой 2021 года. Поэтому на объекты “зеленой” энергетики на Севере надо переходить частично, оставляя для подстраховки тот же дизель или уголь.

– Для более эффективного энергоснабжения Арктики требуется новое технологическое решение, например, автономный гибридный энергетический комплекс (АГЭК), – считает директор департамента инноваций ПАО “РусГидро” Владимир Софьин. – Он состоит из дизельной электростанции, к которой добавляется солнечная или ветровая станция для снижения расхода органического топлива. Все это работает под единой автоматизированной системой управления. Такие комплексы позволяют сэкономить на топливе.

До 2024 года компания берется модернизировать с помощью АГЭК 79 объектов локальной генерации в Республике Саха (Якутия) и на Камчатке. Эту практику можно будет распространить на все регионы Арктики и Дальнего Востока.

Но внедрение таких комплексов сдерживает ряд факторов. Во-первых, в России недостаточно отлажен выпуск дизельных генераторов, способных работать в режиме 24/7. Во-вторых, не хватает ветроустановок малой мощности – до 100 киловатт, производство которых еще предстоит локализовать на территории РФ. И, в-третьих, нет типовых банковских продуктов для финансирования таких проектов.

При этом денежный вопрос особенно важен. Как считают эксперты, модернизация объектов локальной энергетики в Арктике продвигается медленно, поскольку она идет в рамках инвестпрограмм энергоснабжающих компаний, ограниченных тарифными источниками. Для ускорения нужны частные инвестиции, поэтому разрабатывается дорожная карта по их привлечению в развитие распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Арктики.

– С одной стороны, сегодня предусмотрены различные субсидии на поддержание работы таких объектов в населенных пунктах АЗ РФ. Но с другой стороны – они не модернизируются, поскольку нет постоянного притока инвестиций в эту сферу, не идет постоянное обновление энергетического хозяйства и не повышается его эффективность, – приводит аргументы руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Максим Губанов.

Что касается плавучих атомных станций для Севера, их строительство будет продолжено, сообщил специальный представитель Госкорпорации “Росатом” по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Такие проекты связаны в основном с восточной частью АЗ РФ. К примеру, на Чукотке работает плавучая атомная теплоэлектростанция “Академик Ломоносов”, обогревающая город Певек и другие населенные пункты. Ей уготована роль одного из ключевых элементов инфраструктуры Северного морского пути.

А в западном секторе Арктики будет модернизироваться крупная АЭС в Мурманской области, которая снабжает энергией половину потребителей Заполярья и Карелии.

Еще одно направление развития энергетики – водород – будет внедряться в разных частях АЗ РФ и не только. Предполагается, что в создаваемый Арктический водородный кластер войдут Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Камчатский край.