
29–30 июня 2022 года в туристическом комплексе «Малые Карелы» под Архангельском состоялся пятый деловой форум «Судостроение в Арктике», организованный Правительством Архангельской области, региональным судостроительным кластером и Северным (Арктическим) федеральным университетом.
Гости форума – более 200 представителей крупнейших судостроительных и судоходных компаний, федеральных министерств, научных и инжиниринговых центров – обсудили настоящее и будущее отрасли в контексте меняющейся экономической ситуации. Генеральным партнером форума выступило ПАО «Газпром».
Среди докладчиков, выступивших на мероприятии:
– губернатор Архангельской области Александр Цыбульский;
– губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный;
– заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков;
– директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков;
– управляющий директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Кирилл Каменев;
– заместитель генерального директора по строительству флота ФГУП «Атомфлот» Константин Князевский;
– представители Госдумы и Совета Федерации, ФГУП «Гидрографическое предприятие», АО «Объединенная судостроительная корпорация», НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», других предприятий и организаций, включая крупнейшие верфи Архангельской области.
Архангельск исторически является одним из центров отечественного судостроения и судоремонта, а также важным транспортно-логистическим центром. Компетенции и опыт северных корабелов позволяют строить суда с ледовым усилением, сложную морскую технику, платформы для добычи углеводородов на шельфе, проводить ремонт и модернизацию флота судовладельцев, работающих в Арктической зоне, создавать морскую технику для освоения ресурсов Арктики.
Растет загрузка архангельских верфей, строятся новые портовые терминалы, развиваются судоремонтные мощности. Сегодня развитию Архангельска как города судостроителей и моряков способствуют два основных фактора: быстрое развитие судоходства по Северному морскому пути и отказ западных верфей от обслуживания российских судов. Это открывает окно возможностей для развития местных предприятий.
«На протяжении последних двух лет я как руководитель территории, где есть конкурентные портовые мощности, вижу растущий интерес инвесторов и к развитию действующих мощностей, и к реализации новых проектов. Сегодня ситуация складывается таким образом, что европейские порты для российских судовладельцев в ближайшее время будут точно закрыты. Судоремонтные заводы Турции и Индонезии существенно повысили плату за ремонт российских судов, и мы в этом плане сегодня испытываем серьезный доковых мощностей, который может иметь отложенный эффект. Если привести статистику графика ремонта на наших мощностях, то еще примерно полтора года назад запись была на три-четыре месяца вперед, в начале этого года – за семь-восемь месяцев, а уже сейчас предприятия принимают заказы на ремонт и обслуживание на вторую половину 2024 года», – отметил в своем выступлении Александр Цыбульский.
Анатолий Бобраков заверил участников форума, что российские судостроители смогут рассчитывать на помощь государства: «Объем грузооборота по Севморпути до 2024 года должен составить 80 миллионов тонн, а к 2030 году – минимум 150 миллионов тонн. Это техническое задание для всех отраслей, в том числе и для судостроения и судоремонта. Мы посчитали вклад этой транспортной артерии до 2035 года в развитие нашей страны. Это 35 триллионов рублей ВВП, 13,5 триллиона рублей доходов федерального бюджета. Это транспортировка товаров на 100 миллиардов долларов год. И эти товары будут произведены в Арктике уже в ближайшие годы. Безусловно, судостроители и компании, занимающиеся судоремонтом, должны ориентироваться на эти показатели. Строить новый флот и модернизировать текущий нужно с применением мер государственной поддержки. Мы готовы оказывать максимальное содействие верфям, предоставлять действующие меры господдержки и разрабатывать новые, оперативно реагируя на запросы отрасли».
Одним из крупнейших региональных инвестпроектов в сфере судостроения в ближайшие годы станет строительство дока мощностью 5000 тонн для СРЗ «Красная Кузница».
Александр Цыбульский сообщил, что проект включен в список приоритетных в рамках «Доковой программы» «Объединенной судостроительной корпорации». Ввод в эксплуатацию нового дока позволит расширить возможности Архангельска как центра судоремонта.
В рамках форума участники обсудили такие темы, как актуальные потребности судовладельцев, работающих в Арктике, приоритеты государственной политики в судостроительной промышленности, строительство флота и морской техники для освоения арктических территорий, перспективы импортозамещения в отрасли, строительство пассажирского флота для северных регионов, развитие судоремонтных мощностей, преодоление кадрового голода.
Кроме того, в программу мероприятий вошел «день подрядчика» с представителями СРЗ «Красная Кузница», а кульминационной частью форума стала церемония закладки головного пассажирского судна с ледовым усилением (также в цехах «Красной Кузницы»). Судно станет первым в серии из четырех судов, предназначенных для эксплуатации в условиях северных рек.