Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Транспортные проблемы на Чукотке

Фото из открытых источников

Мы, жители Большой Земли (как говорят на Севере), живя в больших и малых городах, близ центров современной цивилизации давно привыкли к тому, что в каждом крупном городе нашей страны есть международный аэропорт, а если его нет в нашем городе, то мы легко можем сесть на поезд и за ночь доехать до желанного транспортного хаба и оттуда перелететь в любую точку планеты без особых проблем. За сравнительно небольшие деньги тебя доставят, куда пожелаешь.

Форс-мажоры в нашей размеренной жизни случаются редко, и почти всегда всё идёт по плану. Но есть ещё места на нашей планете, куда попасть не так-то и просто, а если даже и попал, то выбраться оттуда может быть ещё сложнее, чем попасть! Одним из таких мест, наряду с некоторыми районами Мадагаскара, Папуа Новой Гвинеи, Антарктиды, является Чукотка.

Чукотка – самый северо-восточный регион России. Большей частью лежит за полярным кругом. Один из немногих регионов (таких как Горный Алтай, Тува, Ненецкий АО, Корякия, Камчатка, Магадан, Сахалин, Эвенкия и Таймыр), который не связан железной дорогой с остальной страной. На Чукотку нет и обычных дорог, не ходят туда и рейсовые теплоходы (ни морские, ни речные)! Единственный рейсовый транспорт, который связывает регион с остальной Россией – это самолёт. Видимо, из-за этой монополии перелёт на Чукотку является одним из самых дорогих в России. Зимой ещё можно найти билет из Москвы в Анадырь в одну сторону тысяч за 20, а летом цены стартуют от 30 000 в одну сторону на одного человека. То есть туда-обратно перелёт обойдётся в 40-60 тысяч. А если у вас семья?

Конечно, правительство каждый год вводит дополнительные субсидированные рейсы для жителей региона, но на всех желающих их не хватает. Пенсионеры и студенты, кстати, тоже летают со скидкой – так что имейте это ввиду.

Выше озвученные цены – это только за перелёт из Москвы в Анадырь или Певек, а если вы хотите попасть, скажем, в Уэлен? Уэлен – это самый восточный населённый пункт России. Если не учитывать, что часть Чукотки лежит правее 180 меридиана, в Западном Полушарии… Ну да ладно. Уэлен – маленький посёлок, он даже не является районным центром, и чтобы туда попасть, нужно из Анадыря лететь в Лаврентия, в районный центр Чукотского района, а оттуда, из Лаврентия, на вертолёте в Уэлен.

Всё это очень просто на словах, но тот, кто бывал или живёт на Чукотке, лишь усмехнётся такой простоте. Они-то знают, что большинство посёлков на Чукотке связаны вертолётным сообщением с райцентром раз в 15 дней, а то и раз в месяц. То есть, вертолёт летает всего 2 раза в месяц (или 1 раз в месяц). А ведь бывает и так, что погода испортится, особенно зимой, и месяц или даже два ничего в посёлок не летает! Тот же писатель Валерий Писигин весь январь и часть февраля в 2000 году провёл в Лаврентия, ждал, пока пурга стихнет и в райцентр прилетит хоть что-нибудь. Поэтому даже сейчас, в 2022 году, дорога из Москвы в Уэлен может растянуться на несколько недель!

Климат от человека не зависит. На него мы повлиять не можем, но на процесс покупки/продажи билетов, вроде бы, можем. На Чукотке будто все ещё прошлый век. Зачастую билет нельзя купить онлайн, и поэтому вокруг возникают всякие посреднические компании, которые ни за что сдирают с тебя комиссию!

Но бог с ним с Уэленом. Возьмём пример попроще. В Билибинском районе есть село Островное. Зимой оно связано со своим райцентром, городом Билибино, зимником. Он коротенький, всего 200 км. Но общественный транспорт по нему не пускают. Поэтому каждый раз, когда житель Островного хочет выехать в Билибино, допустим, в больницу, он должен заплатить 12 000 рублей частнику (за проезд туда-обратно)!

И это всё на фоне хорошо обустроенных чукотских школ (они гораздо лучше сельских школ центральной России), на фоне хороших учительских зарплат и неплохих льгот. И получается так, что учитель, который приехал в чукотскую сельскую школу на работу, в ближайшие два года оттуда не выберется – потому что именно раз в два года местным жителям работодатель оплачивает перелёт в любую точку России (туда и обратно).

Так одна моя подруга, которая совсем недавно начала работать учителем в чукотской сельской школе, сначала строила планы на новогодние праздники, но потом поняла, что элементарно не сможет выбраться из посёлка. Вертолёт летает два раза в месяц – 1 и 15 числа (а в некоторые сёла – один раз в месяц, допустим, только 15 числа). А ей, скажем так, нужно 26 декабря, когда начинаются каникулы, оказаться в Билибино, но вертолётом это сделать нереально! Но, допустим, она поедет вместе с частником за 6 000 рублей в Билибино. Но ведь и оттуда проблема выбраться! В Анадырь рейсов почти нет, в Певек перелёт стоит 17 тысяч, а оттуда до Москвы ещё 80 000 (это под новый год)! Колоссальные деньги нужно потратить, чтобы хоть куда-нибудь выбраться на новогодние каникулы.

Тур в Гренландию из Москвы можно оплатить этими деньгами. Хотя из Билибино можно улететь и в Магадан, билет стоит тоже немало – около 35 000 в одну сторону (лететь всего 2 часа, но и билет онлайн купить без каких-то комиссий – большая проблема). Правда, потом рейс Магадан – Москва (9 часов!) обойдётся всего в 15 000 рублей.

Вот эти вот комиссии или другие скрытые обязательные платежи – большой бич нашей страны, особенно на Дальнем Востоке и Севере. Чиновник из Москвы даёт приказ снизить цены на билеты, скажем, на паром на Сахалин, тот, что ходит из Ванино в Холмск. Местная компания заявляет, что билет стоит 1000 рублей. По факту так оно и есть, и формально к ним не придерешься. Но тут же возникают дополнительные платежи, от которых не отвертишься – так, на примере порта в Ванино, от проходной до парома идти пешком нельзя, для вашей безопасности пустили автобус за 500 рублей с человека. И от этого автобуса не отделаться – хочешь попасть на паром, плати 500 рублей за автобус, и никак этого не избежать! Далее ещё веселее: просто так купить билет нельзя, нужно его забронировать. Бронь стоит ещё 300 рублей… и вот из таких накруток и складывается итоговая цена, которая вдвое выше той, о которой докладывают начальству. Числа указаны примерные, год от года они меняются.

Остаётся надеяться, что и тут со временем наведут порядок.

Заключение
Последние годы в Арктику стали инвестировать большие деньги и появился шанс создать хорошие условия для жизни в маленьких арктических сёлах. Проблемы нужно не замалчивать, а обсуждать, доносить до власти и до своих депутатов свои желания по улучшению жизни в нашей стране.