Skip to content

VII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

США и Россия обречены на сотрудничество в Арктике

Россия всегда была открыта для сотрудничества с международными партнерами. И Арктика – именно та территория, где сотрудничество может быть максимально эффективным. США и Россия входят в Арктический совет, в котором также состоят Норвегия, Дания в лице Гренландии, Исландия и Канада. Эти страны несут ответственность за регион, прежде всего, с точки зрения экологической повестки, ведь изменение арктического климата способно изменить климат всей планеты.

Арктика давно уже перестала быть территорией подвига. Это перспективная экономическая зона с возможностями международного взаимодействия по самым разным направлениям. Мы уже начинали сотрудничать с США: в 2012 году были подписаны соглашения между российской компанией «Роснефть» и компаниями «ExxonMobil» и «General Electric». Это сотрудничество завершилось весьма успешным открытием месторождения «Победа» в Карском море, но потом по известным причинам (осложнение российско-американских отношений в 2014 году) взаимодействие было заморожено, а компания «ExxonMobil» вынужденно покинула проект.

Однако же освоение углеводородного потенциала Арктики – одно из возможных направлений договоренностей между США и Россией. Соединенные Штаты имеют значительный опыт освоений как шельфовых месторождений в Мексиканском заливе, так и мелководных месторождений в море Бофорта (Аляска). Трансфер эффективного организационно-экономического, экологического опыта и знаний был бы полезен для обеих сторон.

Арктика – гарант энергетической безопасности. Сегодня, по оценкам экспертов, до 25% всех углеводородов планеты находятся именно в арктической зоне. Поэтому совместная работа в этом направлении, разработка технически сложных месторождений – очевидное направление сотрудничества.

Вторым важным моментом является сотрудничество в области транспорта. Около пятнадцати лет назад, в 2000-е годы, на слуху был проект Северного Воздушного Моста, который предполагал осуществление кросс-полярных перелетов из Юго-Восточной Азии через Арктику в Северную Америку. Буквально за 10 часов можно преодолеть огромное расстояние, авиационный путь через Арктику сокращает время полета. Одна из глобальных проблем, которая была на пути этого проекта, заключалась в необходимости существенной грузовой базы, т.е. загрузка такого полета должна быть не менее 80-85 процентов для рентабельности. Сообща эту проблему возможно было бы решить, а аэропорты, задействованные по пути следования, в перспективе могли бы получить свое развитие и стать очень мощными транспортными хабами.

Арктика уже становится полигоном большой активности. И Россия, и США имеют интересы и в сфере оборонно-промышленного комплекса в регионе, и в сфере добычи биологических ресурсов, аквакультур, развитии транспортного сектора. Россия ведет добычу нефти в Арктике в промышленных объемах. Таким образом, регион начинает быть действительно обжитой территорией.

И, конечно, наиболее актуально сейчас сотрудничество в сфере экологии, защиты окружающей среды, поскольку те страны, которые имеют выход к Северному Ледовитому океану, несут ответственность перед всеми другими государствами за состояние арктической зоны. Такие крупные державы как Россия и США обладают всеми необходимыми знаниями, технологиями, чтобы сохранить хрупкую экосистему Арктики.

Интервью А.М. Фадеева, члена Экспертного совета Межрегионального научно-технологического, делового и образовательного партнерства «Устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Источник