Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Создание вездеходных баз в Арктике по типу аэродромов малой авиации для реализации потенциала работ по развитию и освоению территорий

Фото из открытых источников

На форумах,  конференциях и тематических сессиях, посвященных логистике в Арктике, организаторы и спикеры зачастую даже не касаются вопросов использования несудоходных мобильных транспортных систем, а именно вездеходной техники, в арктических регионах.

В программах арктических форумов не предусмотрены сессии, где отдельно говорится об актуальности мер поддержки производителей вездеходной техники в арктическом исполнении. Тем не менее вездеходы – это незаменимая техника для решения многоплановых задач в сфере развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности в целом и решения вопросов транспортной доступности в частности. С учетом сверхпогодозависимости авиации в Арктике, вездеходы – прекрасная альтернатива малой авиации. Следует также отметить, что острая необходимость решения проблемы транспортировки людей и грузов в отдаленных районах Арктической зоны РФ связана с постоянным ростом цен на услуги вертолетной техники. Влияние таких факторов, как увеличение глубины сезонного протаивания грунтов, затопление и заболачивание территорий близ поселков, вызванных потеплением климата, еще более усугубили эту проблему.

Концепция создания многофункциональных мобильных вездеходных баз в Арктической зоне  РФ, например по типу аэродромов для малой авиации, органично вписывается в концепцию обеспечения транспортной доступности Арктики. Такие базы, оснащенные вездеходами различных типов, будут решать задачи не только в области транспортировки людей и грузов. Некоторые типы вездеходной техники – это автономные «капсулы жизни», на базе которых могут быть оборудованы лаборатории ЛИОК, метеорологические станции, мобильные медицинские и фельдшерские пункты, станции РТС, аварийно-спасательные, разведывательные модули. И это не говоря о возможностях применения специальных вездеходных комплексов для решения задач по разработке и добыче природных ресурсов. Это позволяет, в случае необходимости, делать из вездеходов временные вахтовые поселки, опорные пункты. Речь идет прежде всего о среднелегких двухзвенных гусеничных вездеходах, г/п до 3 тонн и пассажировместимостью до 18 человек, которые могут стать своеобразным ядром таких вездеходных баз. Говоря о типах вездеходов, позволю себе небольшое отступление.

В нашей стране нет проблем с представленностью вездеходов для охоты и рыбалки. Это в основном вездеходы на шинах низкого давления, г/п до 1–1,5 тонны, вместимостью 6–8 человек, сконструированных по типу известного вездехода «Шерп». Это прекрасная техника для решения своих задач. Однако, если говорить о вездеходе как о транспортно-технологической машине, а именно такие машины способны выполнять комплекс задач в Арктике, то речь может идти только о двухзвенном гусеничном вездеходе. Тем более что высокие показатели проходимости двухзвенной гусеничной техники не вызывают сомнений. Кроме того, гусеничные вездеходы, как и большинство гусеничных машин, имеют лучшую устойчивость на склонах, поэтому более удобны, эффективны и безопасны при работе на пересеченной местности. Однако производителей так необходимых для освоения арктического шельфа двухзвенных гусеничных вездеходов,  г/п 2,5–3 тонны,  в РФ единицы.

Сравнивая колесные и гусеничные вездеходы, многие говорят о преимуществах первых с точки зрения экологичности,  благодаря большому пятну контакта с грунтом. Разумеется, при освоении Арктики в первую очередь необходимо обеспечить баланс между хозяйственной деятельностью и сохранением окружающей среды. Например, никоим образом нельзя повреждать верхние горизонты в тундрах и притундровых лесах. И здесь, конечно, гусеничные вездеходы оказывают более травматичное воздействие на почвенный слой. Но не все. Позвольте напомнить об уникальном гусеничном двухсекционном вездеходе, выпускаемом нашим Альянсом компаний «Восток-Запад». Речь о вездеходе BV206. Это достаточно грузоподъемное и хорошо проходимое транспортное средство, которое, с другой стороны, практически не влияет на экосистему, в частности на поверхность движения. При г/п 2,5 тонны вездеход обладает сверхнизким, в 2–3 раза меньшим, чем у взрослого человека, давлением на грунт, как минимум не превышающим давление на грунт колесного вездехода. Вездеход вмещает 17 человек, плавает с полной загрузкой. Кроме того, он оснащен сверхширокими резиновыми гусеницами, без металлических грунтозацепов, соответственно, не повреждает почвенный покров. Проведенные на болотах испытания продемонстрировали, что, проезжая по клюкве, вездеход даже не повреждает ягоду. BV206 также весит значительно меньше, чем «сородичи» с аналогичными ТТХ. Все дело в том, что кузов вездехода выполнен из долговечных композитных материалов, он ремонтопригоден, выдерживает температурную нагрузку до минус 70 градусов. Кстати, BV206 работает и в Оймиконе, на полюсе холода… О преимуществах BV206 можно говорить долго, но уже не в рамках данной статьи.

Возвращаясь к вопросу создания вездеходных баз, хотелось бы отметить, что без них невозможно и развитие такого важного направления, как арктический туризм. Среднелегкие двухзвенные вездеходы – прекрасный инструмент развития территорий с точки зрения выявления туристического потенциала труднодоступных и малоисследованных районов Арктической зоны РФ. Научно-исследовательские вездеходные экспедиции помогут в том числе проложить арктические маршруты, а вездеходные базы могут взять на себя, на первых порах,  временную роль туристических баз.

В заключение хотела бы отметить, что зарубежные страны отводят  важнейшую роль  в освоении Арктики именно среднелегким вездеходам. Об этом прямо говорят пропагандистские ролики США, например об использовании среднелегких двухзвенных гусеничных вездеходов для агрессивного освоения Арктики. Кроме того, по информации компаний, экспортирующих запасные части для среднелегких вездеходов, в настоящий момент мировой парк вездеходной техники активно приводится в порядок.

Надеемся, что в ближайшее время и в нашей стране вопросам производства и поддержки производителей вездеходной техники будет уделено серьезное внимание.

www.ewcom.ru • www.вездеходы-спб.рф
+7 921 189 31 79 (телефон/WhatsApp/Viber)

+7 921 757 77 07