Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Первая в мире ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла в рейс

Ледостойкая самодвижущуюся платформа (ЛСП) «Северный полюс»
Фото из открытого источника

Научно-исследовательское судно – ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла в первый рейс. Перед выходом в плавание 1 сентября на судне прошла церемония поднятия флага Российской Федерации. В мероприятии приняли участие руководитель Росгидромета Игорь Шумаков и директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

«Экспедиция стартует в середине сентября из Мурманска и отправится на восток, в сторону Новосибирских островов. К месту вмораживания платформа должна добраться примерно за две недели. В начале октября 41-я арктическая дрейфующая полярная станция начнёт свою работу. Вокруг судна будет развернут научный лагерь, часть исследований будет проводиться на борту, для этого на платформе обустроено 15 научных лабораторий», – рассказал Александр Макаров.

ЛСП «Северный полюс» предназначена для проведения круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно прибывает к месту дрейфа по воде или тонкому льду, затем вмораживается в лёд и может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным массивом.

По словам руководителя Росгидромета Игоря Шумакова, этот грандиозный проект оставит заметный след в истории полярной науки и российского флота:

«ЛСП “Северный полюс” не имеет аналогов в мире. Впервые российские учёные смогут использовать судно в высоких широтах Северного Ледовитого океана и при этом в комфортных и безопасных условиях проводить долгосрочные  исследования. Уже в ближайшее время мы будем иметь достоверную и полную информацию с Северного полюса нашей планеты, что очень важно для изучения климата, льдов, прокладки маршрутов по Северному морскому пути, для обеспечения гидрометеобезопасности Российской Федерации. Оборудование и техника, которые учёные смогут теперь взять в экспедицию, позволят выполнить все стоящие перед ними задачи», – сказал Игорь Шумаков.

На платформе будут проводить геологические, акустические, геофизические, океанографические и другие исследования, необходимые, в том числе для обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути.

«ЛСП позволяет изучать природную среду Арктики комплексно – от дна Северного Ледовитого океана на глубине около 4 тыс. м, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лёд, до верхних слоёв атмосферы и космоса. Для этих целей платформа оснащена самым современным оборудованием, да и сама по себе она является измерительным прибором. В корпус судна встроены специальные датчики, учитывающие воздействие от сжатия льда. Это очень важно, так как одна из основных задач нашего института – обеспечивать прогнозами навигацию на Севморпути. С возрастанием грузопотока в арктических морях роль гидрометеорологического обеспечения для безопасного судоходства заметно возрастает. Немалое значение имеет и эффективность проводок, ведь один и тот же маршрут судно может пройти с большими и меньшими энергозатратами, а от этого зависит конечная стоимость грузоперевозки», – отметил Александр Макаров.

ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счёту судном научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и Арктического и антарктического НИИ. Весной 2018 года между Федеральной службой Росгидромета и Адмиралтейскими верфями был подписан контракт на проектирование и строительство ЛСП. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ. На воду судно было спущено в декабре 2020 года. Через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию.

Технические характеристики ЛСП:

Длина – 83,1 м

Ширина – 22,5 м (за габариты судна по бортам выходят вертолётная площадка – на 2,3 м и крылья ходового мостика – на 1 м)

Водоизмещение – около 10,4 тыс. т

Мощность энергетической установки – 4200 кВт

Скорость – не менее 10 узлов

Прочность корпуса – Arc8

Автономность по запасам топлива – около 2 лет

Срок службы – не менее 25 лет

Экипаж – 14 человек

Научный персонал – 34 человека