Skip to content

VII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Михаил Григорьев: без буровых работ на арктическом шельфе ничего сделать нельзя

Директор консалтингового центра «Гекон» Михаил Григорьев, выступая на Международном Арктическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил: «Удивляет, когда Минпромторг начинает рассказывать и финансировать создание подводных добычных комплексов или чего-то там еще. Мы занимаемся геофизикой, о чем много говоилось, но у нас нет самого главного — бурения. А это «зубы» геологоразведки. Согласен с Денисм Храмовым (замглавы Минприроды России, прим. TEK-all), что не пробурив, мы ничего не получим. Вот посмотрите на слайд. Все это было составлено в 2014-2015 годах. В соответветствии с лицензионными обязательствами недропользователи должны до 2030 года были пробурить 130 поисково-оценочных скважин. При этом в 2021 году одним махом надо построить 27 скважин. Напоминаю, что одна буровая на арктическом шельфе в связи с навигационным окном может пробурить одну скважину в год. При этом в России на арктической акватории всего две буровые установки «Амазон» и «Арктическая».

Государственная поддержка бурения для реального исследования шельфа не ощущается в силу ее полного отсутствия. Когда затевался дальневосточный центр судостроения «Звезда», то все делалось под флагом строительства различных типов буровых установок — полупргружных, самоподъемных, буровых судов и пр. Ну и судов обеспечения к ним. Например, когда бурилось нефтегазоконденсатное месторождение «Победа» в Карской морской провинции, то для обеспечение одной полупогружной буровой платформы West Alpha работало 15 судов.
Когда строился центр судостроения «Звезда», то закладывалось соотношение между буровыми установками и судами обеспечения 1 к 8. Теперь вернемся к 2021 году. Нам надо в этом году пробурить 27 скважин и надо соответственно 27 буровых. Для них потребуется 216 судов обеспечения. Подсчет простой, он показывает всю степень глупости, заложенную в согласованные государством лицензионные обязательства. Это изначально выполнить было нереально. Когда в 2014 году бурили «Университетскую», то эти необходимые 15 судов обеспечения собирали со всего мира — из Норвегии, Швеции, Великобритании и даже соседней Эстонии. Сегодня в портфеле заказов на «Звезде» нет ни одной буровой установки. Там планируют строить грузовые суда. Это нужно, но, на мой взгляд, в стране странная ситуация. С одной стороны мы повторяем мантру об освоении арктического шельфа, а с другой — ничего для этого не делаем. Без буровых работ на арктическом шельфе ничего нельзя сделать. И здесь порочный круг — если нет буровых работ, то падает потребность в сейсмике и наступает общая стагнация на шельфе».

Ситуация с обеспечением буровых работ на российском шельфе будет обсуждаться на ХIV ежегодной конференции «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-2019), которая открывается 5 декабря 2019 года в московском отеле InterContinental.

Источник