Skip to content

VII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Компания в Ленобласти построит первые в РФ шлюпки большой вместимости для работы в Арктике

Компания «Пелла-Фиорд», входящая в состав ОАО «Пелла», построит первые отечественные спасательные шлюпки закрытого типа тросового спуска пассажировместимостью до 80 человек для работы в Арктике. Строительство опытного образца уже идет, в этом году пройдут его испытания в соответствии с требованиями Российского морского регистра судоходства, сообщил ТАСС в понедельник директор предприятия Андрей Егоров.

«Российское судостроение в последние годы получило значительный импульс, это в первую очередь связано с необходимостью освоения Арктики — как Северного морского пути, так и шельфовых месторождений. Наше предприятие более 20 лет выпускает спасательное оборудование, и в 2020 году было принято решение о начале строительства первой в России шлюпки пассажировместимостью до 80 человек. Опытный образец уже строится: завершены работы по моделированию, изготовлена специальная технологическая оснастка нижней части корпуса и мастер-модель для изготовления оснастки верхней части корпуса. На третий квартал 2021 года намечено начало испытаний, которые пройдут под надзором Российского морского регистра судоходства», — рассказал он.

Егоров отметил, что иностранные аналоги таких шлюпок есть, но в России «Пелла-Фиорд» стало первым предприятием по их производству. «В России больше никто не строит такие большие спасательные шлюпки. Первые серийные шлюпки будут поставлены на ледокол проекта 21900М2, строящийся нашим головным предприятием ОАО «Пелла», — сказал он. Основная часть применяемых материалов и комплектующих шлюпки — российского производства. Компания ориентирована на российский рынок, но рассматривает возможность экспорта шлюпок в другие страны.

Новые шлюпки могут использоваться не только на ледоколах, больших судах, но и на морских объектах, ледостойких стационарных платформах. Поэтому испытания опытного образца будут очень серьезными: имитация столкновения с препятствием, динамической и двукратной статической перегрузкой. «Одно из испытаний — это прохождение горящего нефтяного пятна, в испытании будет полная имитация горения нефтепродуктов, при этом будет работать двигатель и системы жизнеобеспечения. Условия углеводородного пожара — самая жесткая часть испытаний, здесь даже металлы не выдерживают», — пояснил Егоров. Новые шлюпки оборудуют специально сконструированной системой орошения, которая будет создавать водяную завесу и позволит шлюпке следовать сквозь огонь.

Особенности арктических шлюпок

«Пелла-Фиорд» построит будущие шлюпки из полимерных композиционных материалов, которые разработает НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей». Институт осуществляет научное руководство и материаловедческое сопровождение проекта. Новый композитный материал не только будет работоспособен в условиях углеводородного пожара, но и позволит использовать шлюпки при экстремально низких температурах. Шлюпки выдержат до -60 градусов Цельсия и падение на лед.

При разработке проекта учитывались требования Российского морского регистра судоходства и положения Международного кодекса по применению процедур испытаний на огнестойкость Международной морской организации (IMO) для судов, эксплуатирующийся в полярных водах. Для размещения людей в массивных гидрокостюмах посадочные места на новых шлюпках больше, чем на стандартных, предусмотрены места для размещения и фиксации носилок с пострадавшим. Шлюпка может быть спасательной или дежурной.

О предприятии

«Пелла-Фиорд» — предприятие, специализирующееся на выпуске изделий из композитных материалов, спасательного оборудования, судовой мебели. Компания также выпускает продукцию двойного назначения по заказам Министерства обороны РФ.