Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Ключевые вопросы обеспечения кадрами Арктику рассмотрят на СФУР-2022

Фото из открытых источников

Арктическая зона требует особого внимания в вопросах обеспечения квалифицированными кадрами. О том, как государству работать в этом направлении, как готовить молодых специалистов и какие практики наиболее эффективны в этом вопросе, эксперты поговорят в рамках IV Северного форума по устойчивому развитию.

Трудоустройство в Арктике
Как отметила председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева, одна из актуальных проблем Арктической зоны республики – занятость на рынке труда. По данным службы занятости, в прошлом году по поиску подходящей работы в Центры занятости населения арктических районов Якутии обратились 3223 человека, трудоустроены – 1785.
«Наибольшая доля официально зарегистрированных безработных от численности безработных граждан, проживающих на территории Арктики, в Верхоянском районе – 16,9%, Усть-Янском – 12,9%, Анабарском – 10,5%, Оленекском – 9,7%. Наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы отмечен в Эвено-Бытантайском – 7,3 %, Анабарском – 7% и Оленекском – 6% районах, а самый низкий в Среднеколымском районе – 1,1%», – привела цифры Феодосия Габышева.

Основными направлениями деятельности государства в Арктической зоне должны стать совершенствование инфраструктуры, решение социальных проблем коренного населения, развитие традиционной и агропромышленной отрасли, поддержка предпринимательства и туризма, эффективное использование ресурсов и социальная политика, направленная на сохранение и увеличение населения Арктики, считает парламентарий.

Обеспечить кадрами
Отдельное внимание Феодосия Габышева также уделила обеспечению педагогическими кадрами. Достаточно высокая потребность в школах отмечается в учителях русского языка и литературы, английского языка, начальных классов, математики, физики, биологии и химии, истории и обществознания, технологии, музыки, также в педагогах-психологах.
«Недостаток в педагогических кадрах испытывают особенно малокомплектные общеобразовательные организации. Основной причиной нехватки педагогов, учителей является удаленность и труднодоступность населенных пунктов от центра, слабая инфраструктура сел, отсутствие жилищных условий в сельской местности для специалистов», – подчеркнула она.

О роли вузов в подготовке кадров
В Северо-Восточном федеральном университете действуют 333 образовательные программы арктической направленности, по которым обучаются 13 тысяч студентов. Все программы в той или иной степени соответствуют четырем вышеупомянутым приоритетам. Вуз регулярно расширяет спектр предлагаемых образовательных программ и открывает новые и востребованные направления по подготовке кадров.

«Основными приоритетами нашего университета остаются научные исследования с последующим внедрением инноваций, а также поиск инициатив и полезных практик. Но все же главная задача, учитывая огромный потенциал людей и арктических территорий – это подготовка кадров, без которых невозможно достичь поставленных целей. Сделать Арктику привлекательной можно лишь, закрепив и создавая благоприятные условия для жизни, трудовой деятельности и культурного развития», – отметил ранее проректор по образовательной деятельности СВФУ Алексей Голиков. Он добавил, начиная с 2017 года по 2021 год, 382 выпускника СВФУ трудоустроились в организации и предприятия, расположенные в Арктической зоне РФ.

Эффективные практики и программы поддержки
С 2011 года в республике реализуется проект «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ Арктических и Северных районов». Это государственная поддержка педагогических работников, проработавших 5 лет согласно трудовому договору в школах, в виде социальной выплаты в размере 50% от расчетной стоимости типовой однокомнатной благоустроенной квартиры.
По инициативе главы Якутии Айсена Николаева для повышения качества образования в арктических районах утвержден проект «Учитель Арктики». Основные задачи проекта – создание условий для трудоустройства молодых специалистов и закрепления квалифицированных педагогических работников в образовательных организациях арктических районах республики, подготовка востребованных специалистов по педагогическому направлению в рамках целевого обучения, создание педагогических команд Арктики.

Педагогические команды нужны для решения муниципальных задач по повышению качества образования в районах. В их состав включаются опытные педагоги, участники федеральной программ «Земский учитель», «Учитель Арктики», а также молодые, творчески настроенные педагоги, педагоги-новаторы, добавила Феодосия Габышева.

Кроме того, Якутия участвует в реализации федеральной программы «Земский учитель». Она направлена на обеспечение педагогическими кадрами общеобразовательных организаций, находящихся в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа, городах с населением до 50 тысяч человек.

Справка:
Секция «Кадры для Арктики» состоится 30 ноября. Модератором выступит Феодосия Габышева. В совещании примут участие представители органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководители профессиональных учебных заведений, работодатели и студенты.