Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Качество навигации Северного морского пути планируют повысить в России

Фото из открытых источников

В России планируют повысить качество навигации Северного морского пути. Об этом сообщают “Известия” со ссылкой на поручение вице-премьера Александра Новака.

Предложения по улучшению качества и достоверности ледовых прогнозов в акватории СМП до 30 ноября должны внести “Роскосмос” и Росгидромет.

Поручение о необходимости обеспечить надежность перевозок грузов для снабжения Дальнего Востока дал президент в конце 2021 года. Это произошло после Певекского кризиса, когда во льдах на Севморпути было заблокировано более 20 гражданских судов. Причиной происшествия стало резкое изменение погоды с активным ледообразованием.

Капитан дальнего плавания, советник генерального директора “Совкомфлота” Александр Андреев рассказал, что в зависимости от ледового прогноза компании подбирают судно – размер, мощность, способность прохождения льда. Например, при необходимости доставить груз из Мурманска в Индию есть выбор – по Севморпути или по Суэцкому каналу.

“Экипаж может быть уверен, что по южному пути судно дойдет до цели, а вот для Севморпути требуется расчет погодных и ледовых условий в четырех входящих в него морях: Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском”, – сказал он.

Как отметил председатель совета директоров АО “Нордик Инжиниринг” Николай Шабликов, ледовый прогноз содержит данные о толщине и площади льда в замерзающих морях. Он нужен для обеспечения безопасности проводки судов и эксплуатации буровых платформ.

Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (подведомственен Росгидромету) Александр Макаров подчеркнул, что сейчас краткосрочные ледовые прогнозы для акватории Северного морского пути оправдываются в 90–95% случаев, а долгосрочные — в 80–85% случаев.

Для улучшения качества прогнозов необходимо регулярно получать данные о гидрометеорологической и ледовой обстановке в морях Северного Ледовитого океана. Этому поможет модернизация наблюдательной сети на береговых и островных гидрометеорологических станциях в Арктике, создание отечественной спутниковой группировки, которая обеспечит радиолокационное зондирование ледяного покрова, а также организация регулярной установки дрейфующих буев в акватории российских арктических морей.