Skip to content

VII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Для развития авиации в Арктике необходимы инвестпроекты и участие государства

Для многих жителей Арктики авиация является единственной возможностью добраться до ближайшего крупного города.

Фото: m.severpost.ru

Реализация инвестиционных проектов в Арктической зоне России по освоению природных ресурсов повлечет за собой развитие авиационного сообщения на отечественном севере. Этот бизнес-интерес, а также участие государства в логистических и инфраструктурных проектах и субсидировании местных авиалиний — основные рычаги, которые должны сделать доступными самые отдаленные населенные пункты Российской Арктики, считают опрошенные ТАСС эксперты.

В марте президент России Владимир Путин подписал указ об основах госполитики России в Арктике до 2035 года. Авиационной составляющей в этом документе уделено особое внимание. Среди основных задач социального развития Арктической зоны названо обеспечение круглогодичных магистральных, межрегиональных и местных авиаперевозок по доступным ценам. А среди задач в сфере развития инфраструктуры указано развитие сети аэропортов и посадочных площадок.

Ожидание рейса

География полетов в Арктике обширна, поскольку дорог между населенными пунктами в северных регионах мало, добраться до них можно только по воздуху. Так, например, для жителей многих арктических поселков вертолеты являются единственной возможностью добраться до районного центра или ближайшего крупного города. Часто из-за плохой погоды вылеты переносятся, возникают очереди из желающих улететь на большую землю при ограниченном количестве мест на борту воздушного судна. Например, востребованным авиамаршрутом в Красноярском крае являются рейсы для поселков Усть-Авам и Волочанка, но вылета оттуда люди могут ждать месяцами.

«Билеты купить заранее и быть уверенным в вылете нельзя, только перед непосредственной посадкой на вертолет. Полетишь ты или нет, зависит от удачи и от того, кто первый дозвонится на предварительной записи за неделю до вылета. Если, например, ты не улетел, очередь не сохраняется, и тебе снова предстоит звонить за неделю и записываться. Осенью мы так полтора месяца звонили», — рассказал ТАСС об особенностях современных авиаперевозок на севере учитель из небольшого поселка Волочанка в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края Денис Теребихин.

Сложности авиасообщения пытаются решить на региональном уровне — из бюджета края на эти цели ежегодно выделяется от 500 до 1 млрд рублей. Однако ситуация в указаном сегменте рынка принципиально не меняется, признают в местном кабинете министров. Возможности регионального бюджета ограничены. «Для обеспечения внутрирегиональных и местных авиаперевозок на территории Красноярского края в полном объеме необходимы дополнительные средства, ориентировочно в размере 1,11 млрд рублей», — сообщил ТАСС министр транспорта края Константин Димитров.

Роль государства

Эксперты в регионах уверены: решить проблемы воздушного сообщения на севере можно лишь с активным участием государства, самостоятельно сделать это очень сложно. В регионах есть успешные проекты государственно-частного партнерства, например, реконструкция аэропорта Норильска, превратившая его в один из самых современных аэропортовых комплексов российской Арктики. Инвестиции из федерального бюджета позволят до 2024 года реконструировать аэропортовый комплекс «Нарьян-Мар» в Ненецком автономном округе. В Архангельской области идет реконструкция аэропорта на Соловках, на Чукотке в этом году должна начаться реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Певек, в планах — развитие инфраструктуры аэропорта Омолон.

В иркутской авиакомпании «Ираэро» уверены, что для полноценного социально-экономического развития арктических территорий Сибири и Дальнего Востока должна быть разработана и принята государственная программа развития и поддержки аэродромной сети. «Плохо развитая инфраструктура — основное препятствие для реализации программы авиаперевозок в Арктике и на Севере», — пояснили ТАСС в «Ираэро».

Одним из механизмов развития авиации в Арктике может стать субсидирование пассажирских перевозок на местных линиях за счет федерального бюджета, полагают эксперты. Сейчас это в основном нагрузка на региональные бюджеты и в меньшей степени на бюджеты муниципальные. В конце 2019 года — начале 2020 года этот вопрос рассматривался на федеральном уровне. Однако сейчас тема ушла на задний план из-за пандемии коронавируса.

«Поскольку для большинства жителей районов республики авиасообщение является безальтернативным, то единственным способом реально обеспечить доступность перевозок является распространение механизма федеральных субсидий на внутрирегиональную сеть маршрутов», — сказал ТАСС врио губернатора Камчатского края, экс-председатель правительства Якутии Владимир Солодов.

По его словам, в настоящее время предложение республики сформулировано и направлено в Минтранс РФ. Якутия надеется на поддержку в этом вопросе, а также на то, что в 2020 году такая программа будет разработана.

Роль бизнеса

В свою очередь исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев в разговоре с ТАСС отметил, что при экономической целесообразности бизнес может развернуть необходимую для авиаперевозок в северных регионах инфраструктуру.

«Нам стоит реалистично оценивать ситуацию, продвижение в Арктическом регионе, в первую очередь, связано с целесообразностью освоения природных богатств, природных ресурсов, в том числе проведением разработки нефтегазовых месторождений. При запуске проектов освоения природных богатств Арктического региона авиационная составлявшая подтянется. Нужно отдавать себе отчет в том, что именно экономическая целесообразность будет определять масштабы развития авиаперевозок в этой зоне», — сказал Пантелеев.

В регионах Сибири ожидают, что на развитие авиации повлияют те инвестиционные объекты, что сейчас реализуются в регионах Арктики. Так, на территории Арктической зоны Красноярского края предполагается к реализации ряд инвестиционных проектов, связанных с освоением месторождений: Сырадасайского угольного месторождения, отгрузка нефти с Пайяхской группы месторождений, угольный терминал Чайка, включающие в себя строительство транспортных инфраструктурных объектов.

Источник