Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Что даст Арктике новый закон о северном завозе?

Фото из открытых источников

Участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) в онлайн-формате обсудили законопроект «О северном завозе», готовящийся к обсуждению Госдумой в весеннюю сессию 2023 года.

По информации управляющего директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Марии Перовой, в 2024–2029 годах планируется ежегодно предоставлять субъектам РФ в виде льготных бюджетных кредитов для осуществления северного завоза около 55,7 миллиарда рублей. Кредиты по ставке 0,1 процента годовых будут выдавать на срок до трех лет.

Кроме кредитования регионы ежегодно смогут получать субсидии на компенсацию транспортных расходов – потребность в этом оценивают в 9,5 миллиарда рублей. Также федеральный центр будет софинансировать затраты на железнодорожные перевозки моторного топлива и морские перевозки грузов северного завоза.

По данным Корпорации, в России северный завоз осуществляют в 25 регионах для трех миллионов жителей. Стоимость грузов оценивают в 87 миллиардов рублей ежегодно. Из 3200 тысяч тонн грузов 2340 тысяч тонн составляет топливо, 820 тысяч тонн – горюче-смазочные материалы и 50 тысяч тонн – продовольствие.

Эксперты считают, что законопроект упорядочит взаимоотношения участников завоза. Однако в документе необходимо учесть особенности арктических регионов, имеющих разную плотность населения и инфраструктуру. Участники дискуссии также говорили о невозможности продовольственного самообеспечения через развитие агропрома и делились опытом создания торгово-логистических центров и собственных транспортных мощностей.

Координатор экспертного совета ПОРА и модератор дискуссии Александр Воротников подчеркнул, что развитие опорно-транспортной логистической инфраструктуры – действительно важный вопрос реализации северного завоза. По мнению эксперта, заметный вклад в этот процесс могут внести современные ледоколы.

«Северный завоз является необходимым условием выживания на Севере. Это сложная административно-логистическая задача. Необходимо точно определить параметры взаимодействия между регионами, федеральным центром и коммерческими распределительными структурами, транспортно-логистическими центрами. Весь комплекс знаний и технических решений экспертов может послужить основой для принятия нового закона о северном завозе, столь нужного для нашей Арктики», – подытожил обсуждение генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий.