Skip to content

VII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Арктика сегодня. Арктические итоги ПМЭФ–2022

15 – 18 июня 2022 года состоялся юбилейный 25-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Рассказываем об основных событиях форума и заявлениях его участников по арктической тематике.

  • Развитие Арктики, расширение использования ее возможностей – дело не только заполярных стран. Россия приветствует формирование в Арктике международного партнерства с участием нерегиональных государств – об этом заявил посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов. Во внешнеполитическом ведомстве убеждены: Арктика становится глобальным фактором геополитики, а ее экономическое значение неуклонно возрастает; при этом ее ресурсы носят критический характер с точки зрения обеспечения глобального энергоперехода.
  • Севморпуть является одним из ключевых приоритетов в контексте развития Заполярья. Как заявил профильный вице-премьер Юрий Трутнев, в настоящее время большая команда специалистов из разных ведомств и компаний совместными усилиями готовит долгосрочную программу увеличения перевозок по СМП до 2030 года. Немаловажную роль в росте грузопотока на СМП сыграет транзит. В свою очередь, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что вклад уже проинвестированных проектов, осуществляемых на Севморпути, в ВВП России составит 35 трлн рублей до 2035 года; в этот период благодаря СМП доходная часть федерального бюджета вырастет на 13,5 трлн рублей.
  • Важный аспект освоения АЗРФ – обеспечение безопасной навигации в акватории Северного Ледовитого океана. В этих целях к 2030 году планируется строительство 30 дополнительных аварийно-спасательных судов для работы МЧС в Арктике. В макрорегионе также появятся три арктических центра МЧС.
  • «Государственная транспортная лизинговая компания» и правительство Мурманской области заключили соглашение о сотрудничестве при создании арктического судоремонтного кластера в регионе. При этом в корпорации «Новатэк», являющейся оператором крупного арктического газотранспортного флота, полагают, что в России необходима организация судоремонта для обслуживания крупнотоннажных судов, которые работают на трассах СМП. Новые мощности должны быть созданы не только в районе Мурманска, но и на Дальнем Востоке.
  • Россия нацелена на ответственный подход к экологии Заполярья. Один из ярких примеров – «Серный проект», запущенный компанией «Норникель». Так, благодаря проекту выбросы загрязняющих веществ в Норильске в 2023 году снизятся на 45%, в 2025 году – на 85%. При этом, по данным компании, эффекты проекта для ВВП страны составят 575 млрд рублей, для налоговых доходов бюджета – 118 млрд рублей. Всего в 2018 – 2025 годах в реализацию проекта в Норильске будет вложено более 300 млрд рублей.
  • Распределенная энергетика – в тренде. ГК «Росатом» подписала с Якутией соглашение о строительстве пилотной мини-АЭС мощностью до 10 МВт для обеспечения электроэнергией удаленных поселений республики. Ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2030 год.
  • В Арктике продвигаются социальные инициативы. Руководство Мурманской области и компания «ФосАгро» договорились направить 15 млрд рублей на социально-экономическое развитие Апатитов и Кировска. Средства будут израсходованы на здравоохранение, образование, культуру, спорт, туризм, а также на развитие инфраструктуры.

 

«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки.

Источник