Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Арктический плавучий университет вернулся из Северного Ледовитого океана

Экспедиция «Арктический плавучий университет 2022: Меняющаяся Арктика» успешно завершилась. Научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов» вернулось в Архангельск. Рейс продолжался 22 дня, с 24 июня по 16 июля, в нем участвовали 55 учёных, аспирантов и студентов из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Норильска, Саратова, Дубны, Анапы.

Маршрут экспедиции «Арктический плавучий университет 2022: Меняющаяся Арктика» проходил через Белое, Баренцево и Карское моря, участники побывали на архипелаге Новая Земля, а также на островах Вайгач и Сосновец.

photo_2022-07-21_06-42-53.jpg

«Арктическому плавучему университету исполнилось 10 лет, за это время многое сделано. Очень важно, что наш проект вошёл в программу председательства России в Арктическом совете. При участии нашего университета была организована Ассоциация плавучих университетов. В этом году сделаны интересные и актуальные открытия, что особенно важно в связи с планами по развитию Арктической зоны РФ. Я уверен, что данные, которые были собраны участниками экспедиции, пригодятся для решения стратегических задач на нашем Севере», – подвел итоги экспедиции Константин Зайков, проректор по информационной политике, международному и межрегиональному сотрудничеству Северного (Арктического) федерального университета.

Научная программа комплексной экспедиции состояла из 8 блоков, от микробиологии и океанологии до изучения историко-культурного наследия Арктики.

«Все участники выполнили запланированные исследования в полной мере. Мы провели рекордное количество высадок. Помимо традиционных мест – мыса Желания, Русской гавани, Ледяной гавани – впервые поработали в бухте Мурманца и заливе Иванова, которые практически никогда не посещаются учёными», – подчеркнул руководитель экспедиции, директор Института стратегического развития Арктики САФУ Александр Сабуров.

Один из важнейших результатов экспедиции – удалось вывезти с Оранских остров старинное поморское судно.

photo_2022-07-21_06-39-55.jpg

«Это уникальный памятник, самое северное шитое (сделанное по архаичной технологии, с помощью топора и еловой вицы) судно, найденное на территории России. В других точках, где были организованы высадки, также найдены фрагменты судов, обследованы поморские становища. Так, в бухте Мурманца на побережье Карского моря обнаружен шпангоут большого судна, возможно, поморского коча. В заливе Иванова нашли фрагмент киля длиной больше 10 метров от поморской шхуны XIX века», – рассказал Евгений Ермолов, начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика».

«Тема поморского наследия и судостроения является очень актуальной. Поморы – это русские люди, которые покоряли Арктику намного раньше, чем европейцы. Для нас это имеет огромное значение с точки зрения культурно-исторического кода нашей страны на Севере», – считает Константин Зайков.

Важные и абсолютно новые научные данные были получены группой по изучению морского мусора и микропластика.

«Мы увидели «горячую точку» аккумуляции морского мусора в Баренцевом море: нигде в российской части этого региона нет такого количества пластикового мусора на побережьях», – поделилась Александра Ершова, заведующая Лабораторией исследования пластикового загрязнения окружающей среды Российского государственного гидрометеорологического университета.

Орнитологи обнаружили на Новой Земле птиц, которые раньше гнездились намного южнее, а также выявили новые колонии пернатых, свидетельствующие о том, что для некоторых арктических видов глобальное потепление благоприятно. Метеорологи оценили изменения климата на примере снежников. Океанологи выполнили два океанографических разреза – на севере Баренцева моря и в Печорском море.

photo_2022-07-21_06-39-20.jpg

Особое внимание в экспедиции 2022 года было уделено микробиологическим исследованиям.

«Участие в «Арктическом плавучем университете» – это возможность собрать уникальные микробиологические образцы и оценить весь спектр микробных сообществ, от экстремальных арктических пустынь до тундровой зоны. Моя работа связана с поиском бактериофагов – вирусов, которые могут уничтожать патогенные бактерии и применяться в качестве антибактериальных средств. В эпоху глобальной антибиотикорезистентности это необыкновенно важно», – рассказал Артемий Гончаров, заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины.

«Научные и практические результаты экспедиций очень важны. Но ключевой результат – это кадры, это молодые люди, которые получат комплексные знания и примут решение связать свою жизнь с морем, с Арктикой», – отметил Роман Ершов, начальник Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

photo_2022-07-21_06-39-35.jpg

На этот результат и нацелена уникальная российская образовательная технология плавучего университета, основанная на принципе ЮНЕСКО «обучение-через-исследования», пояснил руководитель АНО «Обучение через исследования», координатор Ассоциации плавучих университетов Александр Милкус.

«Все студенты выполняют самостоятельное исследование во время рейса. На этом работа не заканчивается, после обработки проб и анализа результатов студенты, как и взрослые учёные, будут публиковать научные статьи и участвовать в конференциях. Обучение «в поле», на практике, важно для подготовки профессионалов. Однако для будущей работы в Арктике не менее, а может быть и более значимы личностные качества, гибкие навыки. В экспедиции студенты учатся работать друг с другом, в команде, находить общий язык, подстраиваться под обстоятельства, которые мы не можем изменить. И менять то, что в наших силах», – рассуждает руководитель экспедиции Александр Сабуров.

Среди участников «Арктического плавучего университета 2022» есть молодые специалисты, которые в прошлые годы участвовали в экспедициях качестве студентов, а теперь пришли работать в Арктику и занялись полярными исследованиями, подчеркнула Юлия Смирнова, член Управляющего совета АНО «Обучение через исследования». Например, Павел Лапиков, выпускник САФУ, а сейчас сотрудник Лаборатории экологической радиологии Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики. Или Екатерина Зотова, окончившая СПбГУ и ставшая метеорологом, ведущим инженером Арктического и Антарктического НИИ.

«Арктический плавучий университет» с 2012 года организуют Северный (Арктический) федеральный университет и Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В этом году партнерами проекта выступают Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.