Skip to content

VIII Международная Конференция

Арктика: устойчивое развитие

Айсен Николаев: Арктика и Дальний Восток станут проводниками для экспортного доминирования России в Азиатско–Тихоокеанском регионе

Фото из открытых источников

В новых геополитических реалиях именно Арктика и Дальний Восток станут проводниками для экспортного доминирования России в Азиатско–Тихоокеанском регионе. С таким заявлением глава Якутии Айсен Николаев выступил сегодня, 14 декабря, на заседании Совета Федерации.

Однако для наращивания вклада Якутии и соседних регионов в экономику страны предстоит решение важнейшей задачи – создание современного транспортного каркаса, уверен Айсен Николаев.

«Ставя эту задачу, мы исходим из того, что Арктика и Дальний Восток становятся проводниками новых транспортных коридоров для экспортного доминирования России в Азиатско–Тихоокеанском регионе. При этом огромным тормозом является то, что существующая энергосистема и транспортные коридоры, созданные под потребности экономики 70-х – 80-х годов прошлого века, не отвечают требованиям времени», – сказал глава региона.

Айсен Николаев напомнил, что задачи о развитию инфраструктуры для подъема экономики поставил Президент России Владимир Владимирович Путин. Для этого, уверен он, необходимо разработать новую редакцию Стратегии пространственного развития страны. Нынешняя редакция стратегического документа рассчитана лишь до 2025 года.

«Главный вопрос в том, что инфраструктура должна быть не догоняющей, а опережающей, и не тормозить развитие промышленности. Пришло время разработать новую редакцию Стратегии пространственного развития страны, практически вычертить на карте России новые транспортные коридоры, разместить современные энергетические мощности и линии электропередач, синхронизируя их с индустриальным потенциалом регионов», – подчеркнул он.

Глава отметил, что новые транспортные коридоры позволят промышленным месторождениям войти в хозяйственный оборот. Речь идет о создании сквозного автомобильного проезда из Восточной Сибири к Охотскому морю через территории Якутии и Магаданской области. По поручению Президента к 2030 году должно быть обеспечено круглогодичное бесперебойное сообщение по федеральным автодорогам «Лена», «Вилюй» и «Колыма». Ключевым проектом, связующим пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, станет строительство моста через реку Лена в районе города Якутска.

Также важным, кроме транспортных коридоров, Айсен Николаев назвал создание энергетической сети. По его словам, имеющихся генерирующих мощностей едва достаточно для текущих потребностей экономики. Необходимы новые источники генерации и линии электропередач.

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко отметила, что без современной транспортной и энергетической инфраструктуры невозможно развитие промышленности. Она назвала большим достижением руководства республики рост промышленного производства, который ожидается по итогам 2022 года.

«Якутия в этом году ожидает рост промышленного производства на 12% на фоне спада в целом ряде регионов. Это результат большой работы руководства республики, бизнеса, граждан. За это хочется отельно поблагодарить. Хочу подчеркнуть, что при огромном потенциале республики, при очень качественном продвижении вперед без системной федеральной поддержки решить все проблемы невозможно», – сказала она.

Также Матвиенко заявила о поддержке схемы паритетного финансирования строительства моста через реку Лену, предложенной Айсеном Николаевым. Схема подразумевает федеральное софинансирование не менее половины от общего объема привлеченных в проект инвестиций.

Отметим, что сегодня Якутия уверенно занимает 1 место на Дальнем Востоке и 5 место в России по добыче полезных ископаемых. В Западной Якутии компания «АЛРОСА» начинает строительство алмазного рудника «Мир Глубокий». В Арктике формируется новый Кючусский горнопромышленный кластер, где планируется ежегодно добывать 10 тонн золота и 5 тыс. тонн олова. В Восточной Якутии перспективны месторождения серебра, золота, полиметаллов. В Южной Якутии потенциал угольных проектов усиливается созданием новых железнодорожных линий. На базе месторождений железной руды, апатитов, золота формируется Алданский промышленный кластер.