V Международная Конференция

Арктика: шельфовые проекты
и устойчивое развитие регионов

Пленарная сессия: Устойчивое развитие арктических регионов – задачи и пути

16:42
1 марта 2019

В ходе пленарной сессии, которая открывала Конференцию «Арктика-2019», обсуждались вопросы развития арктических регионов в свете выполнения положений Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Открыл пленарную сессию модератор Сергей Хрущев – директор Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана. Одним из актуальных вопросов стало обсуждение перспектив достижения установленных Указом целевых объемов грузопотока по Северному морскому пути – 80 млн тонн в 2024 г. Сергей Хрущев сообщил о проведенном Минприроды России анализе проектов освоения и развития минерально-сырьевой базы Арктики, реализация которых будет формировать грузовую базу Северного морского пути. Сама постановка такого амбициозного ориентира – это в первую очередь постановка задачи развития Арктической зоны, запуска крупных арктических проектов, которые и будут генерировать грузопоток. Участники дискуссии отметили, что вывоз и доставка до потребителей такого объема грузов требует своевременного строительства портовой и подъездной инфраструктуры, наличия ледокольных мощностей и транспортного флота ледового класса — при этом все эти объекты и средства необходимо ввести в строй до 2024 г.

Заместитель Губернатора Архангельской области – руководитель представительства Архангельской области при Правительстве Российской Федерации Елена Кутукова отметила, что развитие грузоперевозок по Северному морскому пути, безусловно, приведет к увеличению грузооборота морского порта Архангельск, росту грузопотока по Северной железной дороге, а также задействованию судоходных компаний региона в доставке грузов для реализации ключевых Арктических проектов. «В настоящее время морской порт Архангельск – это одна из основных перевалочных площадок для отправки грузов в Арктику. По итогам навигации 2018 года установлено, что более 25 процентов грузов (1 078 млн тонн) морского порта Архангельск составляют грузы по каботажным направлениям в Арктическом бассейне. Учитывая богатый опыт перевозки и доставки грузов по Северному морскому пути, судоходные компании Архангельской области всесторонне участвуют в доставке строительных, насыпных, генеральных грузов для реализации Арктических проектов и их последующего обеспечения», – сказала Елена Кутукова.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике ФС РФ Юрий Важенин отметил, что на долю России приходится почти треть Арктической зоны, и мы должны осознавать особую ответственность за эту территорию. Поэтому наша цель – обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера, сохранение их самобытной культуры, их традиций, бережное к этому отношение со стороны государства. В наши дни значение Арктики многократно возрастает. Она становится местом самого пристального внимания стран и народов и как регион, от самочувствия которого во многом зависит климат планеты, и как сокровищница уникальной природы, и, конечно, как территория с колоссальными экономическими возможностями, с огромным экономическим потенциалом.

Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Федотов рассказал о перспективах и потенциале развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия), которые связаны с обеспечением устойчивого социально-экономического развития с учетом интересов местного населения и защиты экологической обстановки. «Важную роль в развитии якутской арктической зоны будут играть геологоразведочные работы на шельфе. Выполнение лицензионных обязательств недропользователями приведет к развитию портовой инфраструктуры, повысит безопасность плавания в акватории СМП в круглогодичном режиме», – отметил Андрей Федотов.

Сергей Хрущев проинформировал участников мероприятия о формировании нацпроекта «Экология», в котором представлена и арктическая тематика. Например, мероприятия федерального проекта «Чистый Воздух» предусматривают снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух такого крупного арктического промышленного центра, как г. Норильск. Проект «Чистая Вода» предусматривает реабилитацию и очистку от мусора берегов и акватории реки Печора. Переход на НДТ, мероприятия по сохранению биоразнообразия и многие другие в том числе затронут и территории субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону.

«Учитывая минерально-сырьевую направленность арктической системы хозяйствования, ее зависимость от природно-климатических и гидрометеорологических процессов, а также экологическую уязвимость Минприроды России и в дальнейшем будет играть ключевую роль в управлении Арктикой», – подчеркнул Сергей Хрущев.

«Готовы ли мы к широкомасштабному освоению месторождений морей Арктики?» – такой вопрос задал член-корреспондент РАН, заместитель директора по науке Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. Он рассказал о добыче углеводородов в Арктике с точки зрения рационального природопользования и эффективного освоения нефтегазовых ресурсов, о технологиях повышения эффективности и экологической безопасности освоения месторождений в Арктике, а также о техногенных землетрясениях на месторождении Гронинген, катастрофе на Кумжинском месторождении и других экологических проблемах. «Стратегически важным вопросом рационального природопользования в Арктике должны стать выявление и поддержка новых технологий и приоритетных проектов освоения углеводородных ресурсов, разработка и реализация мер по предотвращению техногенных катастроф», – отметил Василий Богоявленский.

О совершенствовании и расширении транспортного коридора рассказал генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатки» Николай Пегин: «Уже сегодня условия прохождения по СМП становятся все более благоприятными. Скорость транспортировки грузов по СМП более чем на треть превосходит иные формы перемещения из Европы в Азию по морю. Следовательно, сама транспортировка окажется дешевле. Но СМП – это не только подарок судьбы, но и инструмент, который нуждается в совершенствовании. Прежде всего, это строительство и расширение портов, составляющих основу СМП. В азиатской части пути это Владивосток и Петропавловск-Камчатский, в европейской – Мурманск. Необходимо строительство огромных складских помещений и центров бункеровки, причальной и транспортной инфраструктуры портов, совершенствование механизма управления этими гигантскими базами. Не менее важно обновление и расширение парка судов ледового класса, способных осуществить эффективную и безопасную проводку по Северному морскому пути. Мы сегодня разрабатываем и начинаем реализацию проекта строительства Международного порта-хаба в Петропавловске-Камчатском. Мы понимаем, что это строительство обретает подлинный смысл только в рамках целого. А целое – это и Северный морской путь, и вся система коммуникации между Азией и Европой. В создании такой системы – будущее мировой экономики».

Подвела итог выступлениям участников пленарной сессии исполнительный директор Конференции «Арктика-2019» Тамара Мордасова. Она отметила, что Конференция проводится уже в четвертый раз, и это еще раз подчеркивает значимость и актуальность целей – способствовать созданию устойчивого социально-экономического развития и освоения Арктики и континентального шельфа, стимулировать научную, научно-техническую и инновационную деятельность, создавать условия для внедрения в производство разработок, представляющих интерес для развития научно-технического потенциала. Тамара Мордасова поблагодарила модераторов, спикеров и участников конференции за содержательную дискуссию, высокую активность, профессионализм и настойчивость в продвижении и реализации инициатив и проектов и попросила направлять свои предложения в текст резолюции, которая будет опубликована на сайте конференции.

Екатерина Алексеенок